Классификация детей с нарушениями слуха
Сурдопсихология – это раздел психологии, который изучает закономерности психического развития людей с нарушениями слуха, а также возможности коррекции их слуха посредством специального обучения и воспитания.
Человек может потерять слух в любом возрасте. Если ребенок глухой с рождения, то для освоения речи ему обязательно необходима помощь специалиста, если же он потерял слух, когда уже умел говорить, то есть риск утраты этой способности.
При классификации нарушений слуха используют такие критерии, как степень потери слуха, время возникновения потери или расстройства слуха и уровень развития речи. На их основании выделяют следующие группы детей с нарушениями слуха:
- Первая группа – глухие (ранооглохшие) дети. К ним относят детей, которые были рождены глухими или потеряли слух до или во время начала развития речи. Они не способны овладеть речью самостоятельно, поэтому им необходимы помощь специалиста и звукоусиливающая аппаратура. В процессе обучения они приобретают навыки чтения с губ, а также дактильной речи;
- Вторая группа – позднооглохшие дети. В нее входят дети, которые потеряли слух на этапе, когда речью уже овладели. Им необходимы занятия со специалистом для сохранения способности говорить и овладения навыками зрительного и слухозрительного восприятия речи. Их развитие мышления по большей части аналогично развитию мышления у детей, не имеющих отклонений слуха;
- Третья группа – слабослышащие дети. К ней относят детей, которые потеряли слух частично. Некоторые дети, имеющие определенную степень сохранности слуха, могут сами приобрести навыки речи, однако, зачастую такая речь имеет большое количество недостатков. Эти недостатки необходимо устранять и исправлять со специалистом.
Особенности психического развития детей с расстройствами слуха
Главной особенностью психического развития детей, имеющих нарушения слуха, является то, что патологии слухового аппарата приводят к недостаточному развитию функций, которые тесно связанны с ним, а также замедлению развития функций, связанных с ним косвенно. Это приводит к торможению в психическом развитии ребенка.
Выделяют общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха. К общим относят:
- Переход от одного этапа психического развития на другой обусловлен определенным преобразованием всех элементарных компонентов психики;
- Неравномерность психического развития;
- Качественные изменения в развитии ребенка;
- Развитие высших психических функций.
К числу специфических закономерностей относят:
- Способность к восприятию, переработке, хранению и воспроизведению информации значительно снижается;
- Трудность словесного опосредствования;
- Замедление процесса формирования понятий.
Следует отметить, что для детей с нарушениями слуха характерны такие же закономерности, что и для детей, имеющих психические отклонения. Это к примеру, наличие трудностей в процессе взаимодействия с внешней средой, а также определенные особенности развития личности и самосознания.
Особенности познавательного развития детей с нарушениями слуха
Наиболее важным для компенсирования расстройств слуха является зрительное восприятие. Среди особенностей выделяют замедленное узнавание предметов, которое влияет на такое свойство восприятия как осмысленность.
Характерной особенностью в развитии детей с нарушениями слуха является их отставание по развитию движений. Они более медленно усваивают данные навыки, имеют недостаточно точную координацию и неуверенность в движении, низкую степень пространственной ориентировки, медленную скорость движений, а также трудности в овладении равновесия и синхронности движений.
Важную роль в жизни человека с нарушениями слуха играет вибрационная чувствительность, так как она помогает ему в познавательной деятельности. Ее относят к кожным восприятиям. Колебания вибрирующих предметов позволяют человеку воспринимать явления, которые находятся на определенном расстоянии.
Как правило, для детей дошкольного возраста независимо от нарушений слуха характерен непроизвольный тип внимания. В школьном возрасте данный тип замещается произвольным. Вся нагрузка по восприятию информации из окружающего мира ложится преимущественно на зрительный анализатор. Детям с нарушениями слуха требуется большая концентрация внимания на лице говорящего, что приводит к более быстрой утомляемости и потере устойчивости внимания. Переход непроизвольного внимания к произвольному у детей, имеющих нарушения слуха, происходит на 3-4 года позже, чем у детей с нормальным слухом. Это также связано с отставанием речи.
Исследования памяти у детей с нарушениями слуха подтверждают влияние данного отклонения на запоминание. При произвольном запоминании наглядных предметов дети, не имеющие отклонений слуха, показали лучшие результаты. В итоге можно сделать вывод, что развитие образной памяти у детей с нарушениями слуха заторможено. Также следует отметить, что длительность хранения информации в памяти у таких детей меньше, чем у детей без отклонений слуха.
Наибольшую сложность дети с проблемами слуха испытывают при развитии словесной памяти, так как она зависит от способности овладения речью. Как и для слышащих детей, для них характерно осмысленное запоминание. Однако, при воспроизведении у детей с отклонениями слуха фиксировались замены слов.
Исследования развития мышления у глухих детей показали, что им свойственна более долгая фиксация на наглядно-образном типе мышления. Этот тип мышления у детей с нарушениями слуха в возрасте 7-10 лет развивается быстрее, чем у слышащих детей. Однако, переход к словесно-логическому типу мышления занимает у них больше времени.
У детей с нарушениями речи присутствует необходимость овладения специфическими видами речи, такими как дактильная и жестовая.