Копинг-стратегия - это одно либо несколько действий, призванных защитить человека от стрессовой ситуации или же снизить ее воздействие на психику.
Сущность и основа копинг-стратегий
Копинг-стратегии – это обширное понятие, которое имеет длинную и сложную историю. Категорию «копинг» впервые ввели Р. Лазарус и С. Фолкман, используя ее в рамках транзактной модели стресса.
В соответствии с моделью копинга стресс и испытываемые эмоции являются результатом воздействия процессов окружающей среды на человека. Относительный смысл эмоций (например, выгода, потеря, угроза, брошенный вызов) может зависеть от контекста или от оценки существующих обстоятельств людьми и от взаимодействия двух факторов (поток действий и реакции).
Копинг представляет собой постоянно меняющиеся когнитивные и поведенческие способы, которые используются для преодоления специфических внешних и внутренних требований. Человек оценивает их в качестве значимых или превосходящих его возможности.
К копингам относят любые проявления регуляции эмоционального состояния, в том числе непроизвольные процессы, обусловленные разницей в темпераменте и привычном поведении. Ученые рассматривают несколько базовых стилей совладающего поведения:
- Проблемно-ориентированный копинг (концентрируется на решении задач);
- Эмоционально-ориентированный копинг (направлен на процесс регуляции эмоций);
- Копинг, который ориентирован на избегание.
В последнем случае принято выделять также пару вспомогательных субстилей: отвлечение и социальное отвлечение. Исследователи тщательно изучали факторы, которые влияют на выбор копинг-стратегий. Зарубежные ученые обнаружили, что когнитивные копинг-стратегии (поиск информации) относятся в большей степени к позитивным аффектам, а эмоциональные копинг-стратегии (например, избегание, обвинение и эмоциональное «вентилирование») к негативной эмоциональности, снижению самооценки и ухудшению адаптации к стрессовым ситуациям.
Для рассмотрения связи прокрастинации и копинг-стратегий важно выделить стили копинг-поведения личности. Для проблемно-ориентированного стиля характерен анализ проблем, поиск решения, привлечение опыта решения аналогичных проблем в прошлом, планирование и осуществление операций, распределение времени. Эмоционально-ориентированный стиль предполагает переживание чувства вины за растерянность и неумение совладать с ситуацией. Человек в нем излишне эмоционально относится к проблеме, углубляется в переживание боли и страданий, концентрируется на собственных несовершенствах.
Избегающий стиль по шкале «Отвлечение» характеризуется тем, что люди в сложных ситуациях предпочитают заниматься разными делами и не решают образовавшуюся проблему. Социальное отвлечение предполагает склонность индивида общаться с другими в трудных ситуациях. В этом случае их контакт нельзя сводить только к сплочению для разрешения возникшей проблемы.
Сущность понятия «прокрастинация»
Феноменология прокрастинации отличается достаточной широтой. Эта проблема способна затрагивать практически любую область деятельности индивида: учебная деятельность (откладывание решения домашних заданий, подготовки к экзаменам), трудовая деятельность (отсутствие способности сдать работу в срок), социальная деятельность (откладывание встреч, звонков и т.д.), бытовая деятельность (откладывание ремонта или избегание домашних дел).
В целом прокрастинация представляет собой склонность к регулярному откладыванию на потом неприятных, но обязательных дел.
Если взять за основу классификацию, которую в 1993 году предложили Н. Милграм Батори и Д. Моурер, то можно выделить 5 базовых типов прокрастинации:
- Ежедневная прокрастинация (человек откладывает выполнения обыденных и каждодневных дел и обязанностей);
- Прокрастинация принятия решений (откладывание принятия решений по различным вопросам);
- Невротическая прокрастинация (человек откладывает принятие жизненно важных решений);
- Компульсивная прокрастинация (совмещение откладывания выполнения дел и принятия решений);
- Академическая прокрастинация (перенос времени выполнения учебных заданий).
Копинг-стратегии поведения студентов с разным уровнем прокрастинации
Р. Классен и его соавторы осуществили два исследования, которые были посвящены прогнозированию академической прокрастинации. В первом случае происходило изучение связи между академической прокрастинацией, самомотивацией, академической успеваемостью, самоуважением и эффективностью самомотивации. Второй случай касался результатов самоотчетов, из которых была получена информация о студентах, наиболее подверженных прокрастинации.
К. Синекал и его соавторы сделали вывод, что прокрастинация представляет собой мотивационную проблему. Для ее преодоления нужно достичь очень высокого порога автономности мотивации.
К. Лэй провела исследование, которое концентрировалось на анализе связи между личностной тревожностью, прокрастинацией, состоянием тревоги и видами копинга. Она выявила значимую положительную взаимосвязь, присущую для состояния тревожности и эмоционально-ориентированного копинг-поведения. Тем не менее, не было обнаружено взаимосвязи между состоянием тревожности и проблемно-ориентированным копинг-поведением.
Л. Шуберт-Уолкер и Д. Стюарт занимались исследованием преодоления бессилия, которое вызвано прокрастинацией. В результате эксперимента ученые выявили, что группа, которая прошла терапевтические сессии для роста чувства личной власти, показала большее снижение уровня прокрастинации. Это отличило ее от группы, которая посещала сессии традиционных навыков обучения.