Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности представлений о мужественности и женственности в юношеском возрасте

Определение 1

Мужественность и женственность (маскулинность и фемининность) — это представления нормативного характера, касающиеся соматических, психических и поведенческих свойств, присущих мужчинам и женщинам. Они выступают в качестве составной части полового символизма, которая связана с дифференциацией половых ролей.

Особенности юношеского возраста и определение половой идентичности

Юношеский возраст представляет собой особенную стадию в формировании психологического пола. Именно в этот период процесс становления мужского и женского образа особенно интенсивен. При ориентировании на образцы «мужественности» и «женственности» и усвоении соответствующих черт, старшеклассники выстраивают собственную модель полового поведения.

Характеристики формирующихся представлений образа мужественности-женственности способны становиться нравственным регулятором поведения в юношеском возрасте. По этой причине проявляется потребность в исследовании формирования данных представлений, включая их содержание и нравственную направленность.

Становление психологического пола происходит при половой идентификации, которая в результате способствует формированию половой идентичности. Половая идентичность представляет собой определение индивидом своей половой принадлежности, переживание и осознание им своей мужественности/женственности (маскулинности / фемининности).

Замечание 1

В соответствии с положениями И.С. Кона половая идентичность также представлена результатом сложных биосоциальных процессов, объединяющих онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Сюда же входит система женских и мужских стереотипов в виде представлений о том, какими являются (должны являться) мужчины и женщины.

«Особенности представлений о мужественности и женственности в юношеском возрасте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В свою очередь, половую идентичность (тождественность) считают осознанием индивидом своей половой принадлежности. Она, прежде всего, отражается через переживание своей мужественности или женственности, включая готовность играть соответствующие роли.

Таким образом, половая идентичность — это самосознание и единство поведения человека, который причисляет себя к некоторому полу и ориентируется на требования соответствующих половых ролей.

Исследования отношения к женственности и мужественности в юношеском возрасте

Огромный вклад в исследование вопроса формирования представлений о женственности и мужественности в юношеском возрасте был внесен отечественным исследователем И. С. Коном. Он считал, что половая идентичность имеет в своей основе соматические признаки (образ тела), а также поведенческие и характерологические свойства, оценка которых происходит в соответствии со степенью их соответствия (несоответствия) нормативному стереотипу мужественности и женственности.

Как и самооценка, данные представления в большей мере производны от оценки ребенка окружающими людьми. Все перечисленные характеристики можно считать многомерными и зачастую неоднозначными. Уже у дошкольников чаще всего проявляется проблема соотношения полоролевых ориентаций (оценка степени своей женственности или мужественности, включая полоролевые предпочтения).

Ю.Е. Алешина и A.C. Волович в своем исследовании, отраженном в труде «Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины», отразили специфику социализации мальчиков и девочек, в том числе воздействие на данный процесс тендерных стереотипов.

Замечание 2

Исследователи заострили внимание на противоречии, которое они видели в современной социокультурной ситуации. Так, нынешние условия жизни способны толкнуть юношей на пассивность, а девушек на активность и доминирование, при этом им предстоит жить в обществе, которое ориентируется на традиционные поло-ролевые стандарты.

Ученые утверждают, что люди часто создают образы других, беря за основу не то, что они в действительности делают, а предположения о том, какими эти люди должны быть и что должны делать. При этом ориентирование происходит на такое социальное проявление, как тендерная стереотипизация. Если не принимать к вниманию тендерные стереотипы, то невозможно создать правильное представление о конкретных мужчинах и женщинах.

Для проведения экспериментальных исследований в этой сфере специалисты используют несколько методик:

  • шкалу «маскулинность - фемининность»,
  • модифицированную альтернативу методики самооценки личности,
  • список качеств, которые ассоциируются только с мужчиной или женщиной и др.

Отношение юношей и девушек к половой идентичности

Как показали результаты отечественных и зарубежных исследований, представления о женственности и мужественности на сегодняшний день, как никогда, противоречивы. Это обусловлено несколькими факторами:

  • Переплетение традиционных черт с современными чертами,
  • Более полный, чем ранее, учет многообразия индивидуальных стилей поведения,
  • Отражение не только мужской, но и женской точки зрения.

В соответствии с идеалом «вечной женственности» представления о женщине заключаются в том, что она должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой. Наряду с этим ей должны быть присущи качества пассивности и зависимости, что позволит мужчине рядом с ней чувствовать себя энергичным и сильным. Сегодня данные качества высоко ценятся и составляют ядро мужского понимания женственности. При этом в женском самосознании появляются и более новые черты. Так, чтобы быть с мужчинами на равных, женщине нужны некоторые свойства, которые раньше были включены в состав типично мужских качеств.

Данные исследований юношеских представлений позволили утверждать, что представители юношеского возраста еще сохраняют стереотипность ролевых предписаний. Они стараются доказать себе и другим, что соответствуют данным требованиям, осознавая, что мужские и женские качества не всегда альтернативны, а их сочетание может быть разным.

Для более правильного формирования представлений о женственности и мужественности в юношеском возрасте необходимы различные занятия (тренинги, ролевые игры, семинары-практикумы). Они будут способствовать раскрытию необходимых качеств и корректировать уже имеющиеся черты, которые направлены на формирование и развитие женственности и мужественности.

Дата последнего обновления статьи: 20.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot