Познавательное развитие старших дошкольников — это феномен, в основе которого лежит познавательная деятельность. Она способствует формированию личностного опыта ребенка, его ценностного отношения к миру, появлению потребности в знаниях и познании
Особенности развития познавательной сферы умственно отсталого ребенка
Особенности нарушений познавательного развития связано с нарушениями интеллекта. Здесь важны конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные социальные условия воспитания. В дополнение к этому, основная причина умственной отсталости связана, как правило, с органической недостаточностью ЦНС (может быть резидуального или генетического характера).
В состав генетических нарушений входят:
- Патология беременности (травма матери и плода, тяжелая интоксикация, токсикоз, стресс во время вынашивания ребенка, несовместимость матери и плода по резус-фактору и др.);
- Болезни плода врожденного характера (например, сифилис);
- Недоношенность, травма при рождении, асфиксия;
- Ранние постнатальные заболевания (например, инфекционное желудочно-кишечное заболевание, травмы мозга и др.).
Глубокое недоразвитие познавательного развития и процессов, связанных с познавательной деятельностью, — это наиболее ярко выраженная особенность умственно отсталых дошкольников. Для дошкольников-олигофренов присуще диффузное отсутствие развития (недоразвитие) поверхностных слоев коры полушарий. Это приводит к специфическим нарушениям всей психической деятельности.
Структура психики старшего дошкольника с умственной отсталостью осень сложна, что приводит к аномалиям в развитии. Умственная отсталость приводит к неравномерному изменению у старшего дошкольника соответствующих сторон психической деятельности. Нарушения познавательной деятельности и самой личности детей с общим психическим недоразвитием четко можно обнаружить в различных проявлениях.
Дошкольники с умственной отсталостью способны к развитию, осуществляемому более медленно и атипично. Для него присущи весьма резкие отклонения от нормы. Первичные дефекты, как правило, способствуют возникновению большей части прочих вторичных и третичных отклонений. Формирование разных аспектов познавательной деятельности может по этой причине затрудняться и замедляться, что проявляется через особенности чувственного знакомства с окружающим миром.
Мышление и познавательная деятельность
Становление речи умственно отсталых дошкольников в старшем возрасте происходит своеобразно. Для этого процесса характерно большое запаздывание. Формирование мышления у таких детей отличается особо большими трудностями. Для них в большей степени характерно применение наглядно действенной формы мышления.
При решении той или иной задача, старшие дошкольники с умственной отсталостью прибегают преимущественно к методу проб и ошибок. Они повторяют пробы в неизменном виде и получают соответственно всегда одинаковый неверный результат. Особенности мышления способны наложить собственный отпечаток на аспекты математического развития дошкольника.
У умственно отсталых дошкольников можно наблюдать низкий уровень развития зрительного восприятия, им сложно выделять и группировать предметы в зависимости от качественных признаков, у них отсутствует практическая ориентировка. Поступая в детский сад, такой ребенок не способен считать даже до трех, не понимает смысла слов «посчитай», «сколько». Для него невозможно определение в паре «больше-меньше».
Умственно отсталые дошкольники в 5-ти летнем возрасте до начала обучения чаще всего обладают представлениями только о количестве «1» и «много». В условиях специального учреждения у них происходит формирование навыка пересчета небольших множеств. Считая, они не всегда могут назвать итоговое количество, пропуская наименование числительных и предметы из суммы.
Коррекция нарушений познавательной сферы
В качестве основных направлений коррекционной работы педагога в направлении развития познавательной сферы должно стать расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Таким детям важно развивать словесно-логическое мышление, которое включает умение видеть и осуществлять установку логических связей между предметами, явлениями и событиями.
В случае с решением задач, необходимо формирование элементарных математических представлений и понятий. Здесь основное направление коррекционной работы представлено развитием базовых мыслительных операций:
- Формирование навыков соотношения;
- Развитие умения группировать и классифицировать предметы на основе овладения основными относительными понятиями;
- Совершенствование комбинаторных способностей;
- Корректирование личных пробелов в знаниях.
Развивая навыки игровой деятельности, соответствующие возрасту (например, освоение игр с правилами, сюжетно-ролевые игры), необходимо формировать элементарную учебную деятельность, для чего понадобиться коррекция нарушений в развитии эмоциональной сферы.
Основной принцип организации воспитательного процесса состоит в коррекционной направленности. Это предполагает активность при воздействии на сенсорное, умственное и речевое развитие дошкольника. Специалисты в этой сфере должны организовывать индивидуально-групповые коррекционные занятия и использовать основные направления работы с детьми.
Для системы коррекционно-развивающего обучения присущи индивидуальные и групповые коррекционные занятия, имеющие общеразвивающую и предметную направленность. Цель коррекционных занятий представлена ростом уровня общего развития детей, восполнением пробелов прошлого развития и обучения. В этой системе проводится индивидуальная работа, помогающая сформировать недостаточно освоенные навыки.
Коррекционную работу производят в рамках целостного подхода, направленного на восприятие и развитие. По этой причине работа на индивидуально-групповых занятиях концентрируется на общем развитии дошкольников, а не на тренировке психических процессов.