Пищевое поведение человека – это совокупность тех принципов и внутренних установок, с которыми он подходит к приему пищи.
Теоретическое обоснование особенностей пищевого поведения
Красоту и физическую привлекательность человек всегда рассматривал как атрибут, связанный со счастьем и успехом. В постиндустриальном обществе акцент на внешности становится все более интенсивным. Сегодняшнее общество одержимо проблемами привлекательности тела.
В этом контексте негативный образ тела стал настолько распространенным, что его даже упоминают в качестве нормативного. Нормативное недовольство внешностью способно коррелировать с низкой самооценкой, неупорядоченностью в пищевом поведении и снижением психологического благополучия.
Позитивные характеристики образа тела относят к особенностям пищевого поведения девушек и женщин. При этом учеными была отмечена в эмпирических исследованиях взаимосвязь пищевого поведения и параметров образа тела, что обусловлено средовыми предикторами девушек в период юности.
Образ тела у девушек-подростков
Основой пищевого поведения считается социокультурная модель образа тела. Психологи включают в структуру образа тела несколько компонентов:
- Пространственный компонент (схема и границы тела, перцептивный и бессознательный образ);
- Оценочный и информационный компонент (функциональность, размеры тела, степень рассогласования с внешними и внутренними стандартами и др.);
- Энергетический компонент (система эмоций, которые вызваны телом, в том числе обеспокоенность его формами, принятие/непринятие, эмоциональные реакции и др.);
- Временной компонент (онтогенез возрастной динамики образа тела, связанный с физическим и психическим развитием).
Факторы, определяющие образ тела, можно рассматривать с помощью биоэкологической концепции U. Bronfenbrenner, которая существенно поменялась за длительное время. Сегодня формулировка рассматриваемой модели подчеркивает, что развитие человека представляет собой процесс, который идет в двух направлениях (реципрокный процесс). Его начало можно характеризовать генетическим фундаментом.
Если обобщить данные, которые были накоплены в науке в отношении специфики развития образа тела в подростковом возрасте, можно выделить следующие факторы:
- Индивидуальные биологические факторы (возраст, пол, телосложение);
- Социально-психологические микро- и мезофакторы (влияние семьи и сверстников);
- Социальные экзо- и макрофакторы.
Изменение веса, телосложения и костей в подростковом возрасте у девочки (например, расширение бедер) снижает ее самооценку, делая более нацеленной на современный идеал худого тела. Стереотип стройности, распространённый в современном мире, приводит к тому, что дети с избыточным весом имеют низкую самооценку.
Если рассматривать воздействие на образ тела соматических и психических заболеваний, то данную проблему широко исследуют как в нашей стране, в рамках клинической психологии, так и в зарубежных государствах. Клиническая психология достаточно подробно исследует проблему искажения образа тела при нарушениях пищевого поведения и ожирении.
Факторы, влияющие на искажение пищевого поведения
Мезофакторы представляют собой соединение нескольких микрофакторов, включая их взаимодействие. Так, если на ребенка давление относительно тела оказывают и сверстники, и члены семьи, то вероятность проявления неудовлетворенности будет гораздо выше.
Если хоть одна микросистема противостоит нереалистичным идеалам, которые транслируют СМИ, и давлению других микросистем, то подросток имеет больше шансов на формирование позитивного образа.
Экзофакторы и макрофакторы включают:
- СМИ и интернет, где транслируется идеал нереалистично худого тела;
- социальные сети (фотографии со страниц звезд);
- изображение тела в принте на одежде и других изделиях;
- социально-культурные традиции, имеющие отношение к телу;
- принадлежность к некоторой группе и усвоение ее стереотипов.
Экзосистема и макросистема представляют собой уровень факторов, на которые индивид самостоятельно влиять не может, но они имеют большое значение в его развитии. Этот уровень включает стереотипы, трансляция которых происходит с помощью средств массовой информации и сети интернет.
Традиционные медиа, включая телевидение, фильмы и мультфильмы, музыкальные клипы и журналы, почти всегда предлагали нереалистичные и опасные для подростка телесные идеалы. Такой вывод был сделан S. Grabe и соавторами на основе метаанализа 77 экспериментальных и корреляционных исследований воздействия медиа на степень удовлетворенности телом у женщин, интернализации «худого идеала» и пищевого поведения.
Женские персонажи, представленные в семейных фильмах, имеют размер талии практически в 2 раза меньший, чем у мужчин, участвующих с ними в одном проекте. Женщины с более крупными и тяжелыми формами очень редко предстают перед нами на телеэкране.
В РФ такие исследования пока не проводились, но даже поверхностного взгляда на продукцию и послания отечественных медиа, хватает, чтобы понять, что ситуация у нас примерно такая же, что и на западе.
E. Stice с соавторами еще в 90-е годы прошлого века утверждали, что средства массовой информации представляют собой мощнейший конвейер по проповедованию культуры внешнего вида, в которую входят такие компоненты как: тирания стройности, восприятие тела в качестве проекта и гендерные стереотипные идеалы внешности.
Результаты корреляционных исследований, проведенных за последние годы, показывают, что наблюдается непосредственная связь между временем, которые девушки проводят в социальных сетях, интернализацией ими идеала худобы. Итогом сего этого является неупорядоченное пищевое поведение.
Таким образом, микросистема, включая семью и любовного партнера, способны оказывать существенное воздействие на образ тела в период юности. С одной стороны, они могут повлиять на формирование защитного фильтра, с другой стороны, критические высказывания с их стороны усиливают тревогу и обеспокоенность весом у подростка.