Общение со взрослым как главный фактор развития ребенка
Общение – это связь между людьми, во время которой появляется психологический контакт (в понимании, переживании и в обмене информацией, мыслями, эмоциями).
Значимость общения ребенка дошкольного возраста со взрослыми заключается в том, что ребенок в силу своего возраста и отсутствия необходимых для жизни навыков и умения, практически полностью зависит от взрослого. Окружающие ребенка взрослые обеспечивают его безопасность, организуют досуг, способствуют развитию и социализации и много другое. Однако особое значение для ребенка имеют те эмоции, которые взрослый ему дает в процессе общения и взаимодействия.
Только общение ребенка со взрослым способно сформировать его как личность. Кроме того, общение оказывает положительное влияние на формирование познавательной сферы детей дошкольного возраста, их мировоззрение и социализацию в обществе.
Психология выделяет два ведущих аспекта общения ребенка и взрослого:
- Общение со взрослым напрямую воздействует на успешность психического и личностного развития ребенка дошкольного возраста.
- Общение детей и взрослых обеспечивает развитие речи у дошкольников, овладение ими коммуникативных навыков.
Потребность в общении представляет собой естественную потребность, которая заложена в человеке от его рождения. С раннего детства дети тянутся к близким взрослым с целью общения и взаимодействия. Мир взрослых для них очень притягателен, так как в нем много всего интересного и неизведанного. Все это ребенок может постичь только в процессе общения со взрослыми.
Характеристика основных особенностей общения детей со взрослыми
Общение, в котором одним из субъектов является ребенок, имеет ряд характерных особенностей:
- Взрослый выступает для ребенка не просто как собеседник, а как источник определенных знаний и умений.
- Ребенок может полностью принимать те знания и умения, которые передает ему взрослый в процессе общения, либо использовать их в качестве руководства.
- В силу своего возраста и любознательности, ребенок практически полностью копирует взрослого (стиль общения, манеру поведения, мимику, жесты и т.д.).
- Особое влияние на ребенка оказывают те взрослые, которые ближе всего к ребенку, и которых он любит. Это могут быть не только родители, но и воспитатели или няня.
Общение ребенка дошкольного возраста и взрослого, построено на ряде мотивов:
Деловые мотивы – ребенок дошкольного возраста «тянется» ко взрослым как партнерам по различным видам деятельности. Очень часто детям нравится, чтобы взрослые принимали участие в их играх. Это обусловлено тем, что в игре ребенок воспринимает взрослого не только как участника игры, но и как того, что кто может сделать ее интересной и насыщенной.
Познавательные мотивы – ребенок в общении со взрослым стремится утолить свою любознательность. Объясняется это тем, что никто кроме взрослого не расскажет так много нового и интересного. Кроме того, взрослые, в отличие от сверстников, умеют внимательно слушать, а в случае ошибки корректно поправить. Познавательный мотив у детей младшего дошкольного возраста характеризуется тем, что в процессе общения со взрослым ребенок формирует картину мира, складывает свою многогранную мозаику окружающей действительности. В этом возрасте детям достаточно односложного или неразвернутого ответа. Дети старшего дошкольного возраста иначе удовлетворяют свой познавательный интерес, они стремятся не просто узнать что-то новое, но и установить новые связи, в связи с чем, они требуют пояснений и аргументов.
Личностные мотивы общения – выражаются в том, что ребенок дошкольного возраста имеет тягу к конкретному взрослому. Так, в случае, если ему необходим ответ на конкретный вопрос или совет, он обращается к тому взрослому, которого он считает экспертом в данной области. Кроме того, дети чаще общаются с теми взрослыми, к которым они испытывают эмоциональное расположение.
Особое значение для ребенка дошкольного возраста в общении со взрослыми является похвала. Дети ждут похвалы, при этом им совершенно не ведома объективность.
Формы общения дошкольников с взрослыми
Процесс психических и физических преобразований, происходящих в период дошкольного детства, способствуют развитию общения ребенка с окружающими взрослыми.
В раннем дошкольном возрасте дети еще не способны «шагнуть за пределы конкретной ситуации», в результате чего у них в основном преобладает ситуативное поведение, и как следствие, ситуативная форма общения. То есть, ребенок общается со взрослым о том, что он видит в данный момент или о том, чем они занимались недавно или занимаются сейчас.
В период младшего дошкольного возраста у ребенка формируется внеситуативное поведение, которое влечет за собой развитие двух форм общения, внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного.
Внеситуативно-познавательная форма общения - преобладает в младшем дошкольном возрасте. До пяти лет ребенок накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Он стремится расширить круг познания, спрашивает взрослых обо всем, что видит и слышит вокруг, пробует под наставничеством родителей и воспитателей нарисовать или вылепить образ увиденного.
Внеситуативно-личностная форма общения присуща детям старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст открывает ребенку новое поле восприятия – а именно, отношения между людьми, личностные качества и достижения. И теперь дошкольник желает как можно больше узнать из области человеческих отношений. На первый план выходит личностный мотив, когда ребенка интересует конкретный человек.
Таким образом, внеситуативно-личностное общение помогает ребенку понять свои возможности и сформировать самооценку, постигать нравственные нормы и ценности, правила человеческих отношений. В общении со взрослыми формируется такой важный «инструмент» взаимоотношений как социальный интеллект.