Сущность понятия «мышление». Специфика наглядного мышления
Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение окружающей действительности, вид умственной деятельности, которая заключается в познании предметов и явлений, установлении между ними отношений и закономерных связей.
Особенности мышления:
- Опосредованный характер – то, что человек не способен понять непосредственно, он познает опосредованно, то есть косвенно, через, уже известное.
- Обобщенность – подразумевается познание существенного и общего в объектах окружающей действительности, через их свойства и характеристики. Обобщение выражается посредством речи.
Основная функция мышления – расширение границ познания посредством выхода за пределы чувственного восприятия. То есть, мышление позволяет человеку с помощью умозаключений раскрыть и понять то, что не дано ему непосредственно в восприятии.
Наглядное мышление – это один из видов мышления, который опирается на непосредственное восприятие предметов, явлений и действий, реальное их преобразование в процессе непосредственного взаимодействия.
Наглядное мышление направлено на решение задач в процессе конструктивной, производственной, организационной и иной практической деятельности человека.
Особенностью наглядного мышления является то, что оно основано на внимании и наблюдательности к характерным частям, умении использовать их в процессе определенной деятельности или в рамках конкретной ситуации. Кроме того, наглядное мышление позволяет оперировать пространственными схемами и образами, позволяет быстро переходить от размышления к непосредственному выполнению необходимых действий и обратно.
Особенностью наглядного мышления является то, что оно направлено на установку невероятных или непривычных для человека сочетаний предметов и их свойств.
Наглядное мышление представляет огромную значимость для всех сфер деятельности человека, начиная от повседневных бытовых вопросов и заканчивая сложными отраслями науки.
Таким образом, наглядное мышление характеризуется тем, что оно опирается на образы и представления, а его функции напрямую связаны с конкретными ситуациями и изменениями в них.
Процесс развития мышления начинается у ребенка в период младенчества и период первого года. Формирование мышления осуществляется обособленно от развития речи и имеет свои законы. Однако процесс развития наглядного мышления находится в тесной взаимосвязи с развитием речи ребенка, так как посредством речи происходит фиксация и закрепление образов и представлений.
Одним из основных условий успешного развития мышления является организация целенаправленной и систематической работы по воспитанию и обучению ребенка.
Развитие наглядного мышления у детей с ОНР
Ввиду того, что наглядное мышление находится в тесной взаимосвязи с развитием речи, у детей с общим недоразвитием речи отмечаются некоторые особенности в развитии данного вида мышления.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
В процессе исследования детей с ОНР, В.А. Ковшиков и Ю.А. Элькин выделили следующие особенности развития наглядного мышления:
- У детей с ОНР особое влияние на процесс развития и результаты наглядного мышления оказывает недостаточный уровень определенных знаний. Особое значение имеет недостаточный уровень знаний об окружающем мире, функциях и свойствах предметов, значимости определенных явлений и процессов и т.д. В результате этого отмечаются трудности в установлении причинно-следственных связей.
- На мышление у детей с ОНР значимое влияние оказывает нарушение или искажение процесса самоорганизации. Нарушение самоорганизации, у детей дошкольного возраста с ОНР, вызвано недостатками в мотивационной и эмоционально-волевой сфер. Все это проявляется в форме психофизической заторможенности, а чаще в расторможенности, отсутствии длительного и устойчивого интереса к заданию или делу.
Особо необходимо отметить, что негативное влияние на развитие мышления оказывает именно заторможенность или расторможенность детей с ОНР. Так, детям с ОНР, у которых отмечается заторможенность очень сложно включиться в процесс, они долго не могут понять суть заданий и приступить к их выполнению. При наличии расторможенности, дети с ОНР напротив, очень быстро, порой, даже поспешно, включаются в процесс, но также быстро теряют к нему интерес и не доводят дело до логического завершения. В обоих случаях отмечается невозможность правильного осуществления мыслительных процессов и операций, что как правило, вызвано недоразвитием речи и наглядного мышления.
Даже если с ребенком дошкольного возраста с ОНР организована специальная коррекционная работа, и он в полной мере овладевает необходимыми предпосылками для развития мыслительных процессов, все равно есть вероятность того, что в развитии наглядного мышления будет отставание. Для того, чтобы компенсировать данное отставание необходимо организовать целенаправленную и систематическую работу по развитию наглядного мышления. Данная работа должна осуществляться не только на протяжении всего дошкольного детства, но и продолжаться далее при поступлении ребенка в школу.
Недостатки наглядного мышления у детей дошкольного возраста с ОНР могут иметь не только вторичный, но и первичный характер, в этом случае они обусловлены недостаточностью теменно-затылочных областей коры головного мозга. Несформированность наглядного мышления при ОНР в большинстве случаев по степени выраженности связано с тяжестью речевого дефекта. Для многих детей дошкольного возраста с ОНР характерна также ригидность мышления.
Таким образом, мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Развитие наглядного мышления тесно связано с речью, которая фиксирует (закрепляет) образы – представления.