Межличностные отношения — это отношения, которые обладают взаимным характером и включают систему установок, ориентаций и ожиданий участников группы в отношении друг друга.
Особенности межличностных отношений младших школьников
Межличностные отношения связаны с содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности. На всем этом основывается коммуникация людей, которая становится базой для развития социально-психологического климата в коллективе.
Эффективность совместной деятельности во всех возрастах во многом зависит от уровня компетентности в области межличностных отношений. Искусство коммуникации и знание ее психологических механизмов сегодня требуется для каждого, поскольку представляет собой основу жизненного и профессионального успеха.
Обучение межличностному взаимодействию, включающее развитие коммуникативных качеств личности, происходит в школьные годы. Младшие школьники должны показать результаты освоения основной образовательной программы. В дополнение к получению знаний по базовой программе, ученики должны показать умение принимать к учету точку зрения собеседника (партнёра), организовывать и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.
На развитие ребёнка большое воздействие оказывают межличностные отношения в школьных коллективах. Широта или бедность организованных связей младших школьников предопределяют внутреннюю структуру личности. По этой причине школьники, общаясь и взаимодействуя с ровесниками, должны чувствовать их расположение, ощущая себя принятым в коллективе.
В младшем школьном периоде все большее значение для развития приобретает общение, в рамках которого не только более активно происходит осуществление познавательной предметной деятельности, но и формирование важнейших навыков межличностного общения и нравственного поведения.
Для младшего школьника при организации межличностных отношений играют роль следующие составляющие:
- Стремление к сверстникам;
- Потребность в общении;
- Потребность в участии в группе.
От того, как младший школьник будет общаться со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Это означает, что межличностные отношения в коллективах школы становятся фактором, развивающим личность.
Особенности межличностных отношений в классном коллективе
Межличностные отношения школьников в классных коллективах представляют собой форму реализации социальной сути каждого ребенка. Они становятся психологической основой сплочения детей.
В коллективе у младших школьников происходит реализация потребности в социальном соответствии. Ребенок хочет соответствовать социальным требованиям, ему необходимо выполнять правила общественной жизни и становиться общественно полноценным. Эти потребности побуждают ребенка проявлять интерес к сверстниками осуществлять поиск друзей.
Вступление в классные коллективы играет огромную роль в развитии личности и появлении социальных чувств младших школьников. Межличностное взаимодействие с педагогами и одноклассниками, занятие соответствующего места в системе отношений сверстников способны обеспечивать практическое овладение школьниками норм и правил общественного поведения.
Младший школьник с активностью начинает осваивать навыки общения, умения завязывать и поддерживать дружбу и контакты. По этой причине важная задача развития ребенка на этой стадии представлена приобретением навыков социального взаимодействия с группами сверстников и умение заводить товарищей и друзей.
Общение со сверстниками очень важно в начальной школе. Оно не только способно сделать самооценку более адекватной, но и поможет социализации учащихся в новых условиях, стимулируя учебу. В детских коллективах активно формируются межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младшие школьники могут приобрести личный опыт отношений в обществе. У них появляются социально-психологические качества, которые включают:
- Умение понимать сверстников;
- Тактичность;
- Вежливость;
- Способность взаимодействовать.
Межличностные отношения в младшем школьном возрасте помогают во многих сферах. Они способны давать основу чувствам и переживаниям. Дети получают возможность проявлять благодаря общению эмоциональный отклик. В целом отношения с окружающими в младшем школьном возрасте помогают развивать самоконтроль.
Социально-психологическая атмосфера в коллективе
В отношениях младших школьников большое значение имеет социально-психологическая атмосфера в коллективе. Она позволяет создать лучшие условия для развития младшего школьника, поскольку порождает чувство психологической защищенности.
Благоприятная атмосфера в коллективе дает возможность удовлетворить потребность ребенка в эмоциональном контакте. Он становится значимым для других людей.
Положительный психологический и педагогический потенциал детских коллективов не способен сформироваться самостоятельно. В этой сфере требуется «окружающая ребенка атмосфера» социальной мысли (по Л. С. Выготскому), внешнее педагогическое воздействие и руководство.
В начальных классах учителя играют объединяющую роль. В первые годы жизни школьники ориентированы на мнение учителя. Дл них осень высок авторитет педагогов в школе («Мне учительница так показала», «Меня учитель так научил» и т.д.).
Взаимоотношения младших школьников во многом также могут быть определены учителем с помощью организации учебного процесса. Классные руководители в начальных классах общеобразовательных учреждений способствуют формированию статусов и межличностных отношений.
В первую очередь учащиеся начинают общаться в соответствии с их симпатиями и наличием общих интересов. В основе их дружбы лежат общие внешние жизненные обстоятельства (например, дети живут поблизости, интересуются спортом или музыкой, сидят за одной партой и др.).