Психологическое консультирование неполных семей — это вид психологического консультирования, которое направлено на устранение или смягчение взаимного непонимания, непродуктивных видов взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях в семье.
Особенности неполных семей
Актуальность проблемы неполной семьи связана с огромным количеством запросов на психологическую помощь. Эти запросы возникают у педагогов, родителей и самих учеников. Консультирование неполных семей к службе психолого-педагогического сопровождения образования.
Современная семья представлена средой, которая предназначена для полноценного развития детей. Но, иногда, данная среда не отличается совершенством. Многие семьи начинают сталкиваться с большим количеством проблем, некоторые из которых формируют препятствия адаптации в обществе. Одна из таких проблем — это нарушение структуры (неполная семья). В соответствии со статистикой сегодня практически каждая третья семья является неполной.
Для неполных семей присущи существенные проблемы, которые проявляются в разных областях:
- Социально-экономические,
- Медицинские,
- Педагогические,
- Психологические.
Неполной семье трудно выживать в современных условиях, поскольку соответствующая социально-экономическая ситуация ведет к негативным последствиям. Практически любая неполная семья зависит от социальной поддержки государства. Многие из них попадают в низкодоходную группу общества, так как один родитель не всегда имеет возможность экономически содержать детей. По этой причине возникает огромное число психологических проблем, которые связаны с нарушением функционирования семьи в качестве полноценного фактора социализации ребенка.
Очень большое значение в психологии и педагогике имеют современные представления о структуре и функциях современной семьи, психологических особенностях детей в них, принципах и методах семейного консультирования в области проблем семьи.
Консультирование подростков из неполных семей
В научных исследованиях последних десятилетий можно подчерпнуть существенный опыт семейного консультирования. Часть ученых рассматривают его в свете проблемы неблагополучной неполной семьи. Отделение подростков от семьи является важнейшей предпосылкой достижения зрелости, самостоятельности, возможности принимать ответственность за свою жизнь на самого себя.
Особенности консультирования неполных семей по вопросам воспитания подростков связаны с нарушением процесса отделения. Понимая огромное значение и важность этого процесса, необходимо иметь в виду, что он, как правило, протекает с осложнениями. Это связано с тем, что одинокому родителю сложно отпустить ребенка.
Во многих неполных семьях дети начинают играть роль смысла жизни (особенно для матери). Их отделение от семьи способно сделать ее жизнь бессмысленной, так как ей становится некого опекать. Кроме возможного решения проблемы смысла жизни, за повышенной заботой о нем часто стоит стремление к контролю и власти. Часто дети также сглаживают своим присутствием проблему нарушенного взаимодействия между родителями.
С точки зрения консультативного процесса подростковый возраст считается одним из самых сложных. Статистика подтвердила, что число обращений за психологической помощью в области воспитания в этот период резко растет. Расширяется при этом и перечень родительских запросов. Еще больше этот период жизни ребенка выделяют с позиции особенностей психологического консультирования. Именно в этот период подросток сам впервые может стать клиентом.
Особенности психологического консультирования неполной семьи с подростком включают отсутствие мотивации у ребенка, который приходит на консультацию; видение подростка в качестве самой главной проблемы семьи (родители не хотят брать ответственность на себя).
Этапы консультирования неполных семей
На первичный прием по вопросу воспитания в неполной семье, как правило, приглашается родитель, который обратился за психологической помощью. В дальнейшем работа ведется по одному из вариантов:
- Семейное консультирование (осознание родителями трудностей, которые связаны с воспитанием ребенка);
- Отдельные консультации родителя и ребенка (при наличии у последнего сложностей вне семьи);
- Отдельные консультации с родителем и ребенком с дальнейшим переходом в совместное консультирование (при утрате доверия между родителем и ребенком);
- Консультирование родителя в случае выявления у него самого психологических проблем;
- Консультирование родителя в случае полной потери доверия между ним и ребенком.
Важная задача на начальной стадии консультирования представлена формированием контакта с ребенком, мотивированием его на участие в работе. В основе работы с детьми лежат партнерские отношения. Психологу нужно исходить из психологических нормативных задач возраста, включая задачи самоопределения в трех областях (интеллектуальная, личностно-эмоциональная, социальная).
Целью семейного консультирования является изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия совместное с консультантом. Это позволит обеспечить возможности личностного роста. Принципиальное отличие такого типа консультирования от психотерапии состоит в отказе от концепции болезни. Акцент необходимо делать на анализ ситуации, аспекты ролевого взаимодействия в семье, поиск личностного ресурса субъектов консультации.
Консультирование неполных семей проводят в соответствии с различными теоретическими концепциями. Сегодня ведущей из них стала когнитивно-поведенческая психотерапия, включающая рационально-эмоциональную психотерапию, системное и эмпирическое направление.