Коммуникативная сторона общения — это коммуникативные умения педагога, которые рассматриваются в качестве необходимого условия реализации педагогической деятельности. Она, по существу, является многогранным и разноплановым процессом общения (педагог общается с учениками, родителями, коллегами, администрацией и представителями разных общественных организаций).
Особенности коммуникативных умений
Коммуникативная сторона общения в педагогическом процессе предполагает общение со всеми субъектами образовательного процесса. В этой сфере коммуникативные умения представляют собой важные профессиональные умения любого педагога, которые способны обеспечивать выполнение функций педагогического общения.
Коммуникативные умения составляют состав требований к коммуникативной педагогической деятельности, формируя представления о степени профессионально-коммуникативной культуры педагогов. Весь педагогический процесс — это взаимодействие педагогов и учащихся, поэтому его результаты в большей степени зависят от характера общения.
Сегодня учитель — это не столько источник информации, сколько друг, наставник, руководитель в самостоятельном поиске знаний детьми. По этой причине в новых условиях образовательной практики все чаще традиционные принципы организации обучения и воспитания, в основе которых лежит воздействие личности учителя на воспитанников, сменяются на принципы сотрудничества.
Реализация принципа сотрудничества происходит лишь в случае умелой организации обучения. Для этого требуются грамотно выстроенные взаимоотношения с детьми.
Основы педагогического общения и коммуникации
Основы педагогического общения являются разделом педагогики, который занимается изучением аспектов взаимодействия педагога и учащихся. Общение представляет собой сложный и многогранный процесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты между людьми. Он порожден потребностями в совместной деятельности.
В рамки общения в педагогической деятельности входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания. Многие исследования показали, что самые большие трудности, которые встречаются в педагогической деятельности начинающих учителей, связаны с неумением устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками.
Категория «педагогическое общение» для большинства преподавателей не нова, но их представления о ней обладают часто поверхностным, академическим характером. Все это затрудняет использование теоретических знаний на практике.
Коммуникация представлена единством взаимного обмена информацией. При ее осуществлении происходит воздействие собеседников друг на друга. Здесь важно учитывать следующие составляющие:
- Отношения между участниками общения;
- Установки и намерения;
- Цели;
- Все то, что приводит к движению информации и уточнению (обогащению) знаний, сведений, мнений.
Структура коммуникации содержит три компонента, связанных между собой. Процессуальный компонент состоит из всех видов речевой деятельности участников общения (говорения, слушания, письма, чтения). В состав знакового компонента входит язык и речь. Текстовый компонент считается результатом коммуникации и состоит из содержания и смысла, которые оформлены определенным образом (тип, жанр, стиль речи).
Взаимодействие и коммуникации в процессе общения могут быть лишь в том случае, когда все участники способны дать оценку уровню взаимопонимания. Они отдают себе отчет в том, что представляет из себя партнер по коммуникации.
Общение — это форма взаимодействия человека с другими людьми. Оно включает коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Коммуникативная сторона относится к специфике контактно-информационного процесса, происходящего между людьми в качестве активных субъектов (здесь важен учет отношений между партнерами, их установки, цели и намерения).
Коммуникативная сторона помогает не просто осуществлять движение информации, но и уточнять (обогащать) запас знаний, навыки и умения. Таким образом, коммуникация помогает не столько обмениваться информацией, сколько предназначена для передачи эмоционального и интеллектуального содержания.
С помощью коммуникации происходит сбор, анализ и систематизация информации с одновременным обеспечением необходимого уровня взаимодействия с деловым партнером. Средства коммуникативного процесса могут быть выражены словами (вербальные средства) или жестами, мимикой, интонацией (невербальные средства).
Коммуникативная сторона общения
Коммуникативная сторона общения состоит в том, что с помощью общения происходит построение отношений между общающимися людьми. Через них проявляются особенности личности.
Важные характеристики коммуникативной стороны общения представлены намерением влиять друг на друга. Люди воздействуют на поведение друг друга, обеспечивая персонализацию. Для реализации данной задачи требуется не только обращение на едином языке, но и одинаковое понимание ситуации.
Общение часто становится условием познания окружающих людей и действительности. В современной психологической теории ученые рассматривают общение как специфический вид деятельности. По этой причине оно содержит в себе те же регуляторные и содержательные аспекты, которые присущи в целом для деятельности.
Побудительный (оценочный) аспект коммуникации является важной структурно-содержательной характеристикой общения. Его необходимо рассматривать в качестве процесса информирования субъектом других членов общения о своих намерениях. Различные мотивы, стремления, ожидания, состояния возникают в ходе общения. Они представляют собой способность субъекта открыто демонстрировать свою индивидуальность, личностные особенности и нравственные предпочтения.
Особенности коммуникативного общения включают активный обмен информацией, включая ее правильное понимание, осмысление и принятие. В рамках общения образуется связь между самим общением, деятельностью и познанием окружающего мира.