Эмоциональная память — это система хранения и воспроизведения определенного опыта, который напрямую связан с конкретным событием и имеет эмоциональную окраску.
Особенности эмоциональной памяти
Приобретение эмоциональной памяти происходит через прохождение через позитивные и негативные события, которые происходят в жизни человека. Этот тип памяти способен вызывать переживания, являясь своеобразным наложением ощущений и чувств, полученных ранее, на события, которые происходят в текущее время.
Эмоциональный вид памяти представляет собой своего рода индикатор внутреннего состояния индивида. Эмоции человека способны характеризовать то, в какой степени успешно складываются его взаимоотношения в личной и общественной жизни.
В соответствии с мнением выдающегося исследователя П. П. Блонского, эмоции, которые испытывает человек во время конкретного события, будут ярче, чем те эмоции, которые он переживает при извлечении событий из памяти по прошествии времени. Постепенно воспоминания ослабевают, смешиваются с другими эмоциями и рассуждениями. Когда же человек попадает в аналогичную ситуацию, а ярко выраженная эмоция моментально извлекается из глубин памяти, это способно подтолкнуть его совершать определенные действия или, напротив, удержаться от них.
Особенность эмоциональной памяти состоит в том, человек может особенно ярко и отчетливо запоминать 3 чувства:
- Страх,
- Страдание,
- Удивление.
Существует некоторая разница в восприятии страха, страдания, удивления. Так, последнее чувство запоминается как фактор, который удивил, а само удивление в процессе припоминания повторно не может переживаться. Страдание и страх человек запоминает в виде чувств.
Издавна ученых занимал вопрос, какие эмоции запоминаются лучше, положительные или отрицательные. Практическая деятельность показала, что лучшим образом запоминается негативное, поскольку даже у животных негативные эмоции способны присутствовать в сознании долго (это дает возможность сохранить популяцию).
Для человека характерна также способность «переносить» полученные эмоции с одного раздражителя на другие (аналогичные). Например, когда ребенок сильно отравился грибами, то во взрослом возрасте он часто на подсознательном уровне будет бояться употреблять их в пищу. Если же человек в детстве не раз переживал сильный страх, то в последующем это приводит к недоверчивости и боязливости.
Развитие эмоциональной памяти у ребенка
Эмоциональная память должна развиваться с раннего детства, когда только проходит свое формирование. В детском возрасте еще есть возможность формирования положительного отношения к окружающим, определенного интеллектуального потенциала и уверенности в себе. Это происходит на основе большого числа позитивных воспоминаний.
Существует несколько простейших упражнений, помогающих развитию эмоциональной памяти в детском возрасте:
- Выбор для прогулки места, где ребенок еще не гулял, обращая внимание на окружающие звуки и комментируя происходящее в положительном ключе (рассказ можно сопровождать лаской, объятиями, какими-либо приятными сюрпризами);
- Упражнение «Волшебный мешок», сущность которого состоит в воспоминании событий, которые вызвали у ребенка неприятные ощущения. Далее такие эмоции необходимо мысленно трансформировать в определенный предмет, складывая его в мешок и плотно завязывая (образное исключение негатива);
- Упражнение «Я счастлив» с мячиком (когда ребенок ловит мяч, он рассказывает о событии, когда был счастлив, после чего бросает мяч другому человеку, повторяя процесс).
Формирование и развитие эмоциональной памяти у взрослых
Эмоциональная память продолжает формироваться и развиваться даже во взрослом возрасте. В ходе ее функционирования взрослым тоже имеет смысл заниматься совершенствованием эмоциональной составляющей собственной личности.
Эмоциональная память имеет огромное значение во взрослом возрасте. Она однозначно играет роль в профессиональной деятельности, отражаясь и на аспектах личной жизни.
В состав особенностей формирования эмоциональной памяти ученые включают:
- Надмодальность, представляющую собой независимость формирования и воспроизведения от модальности сенсорных раздражителей,
- Быстроту формирования,
- Непроизвольность,
- Отсутствие преднамеренности как относительную характеристику.
Эмоциональная память взрослого человека может являться намеренной, обладать целенаправленностью и быть управляемой под воздействием тренировок. Особенное место в исследовании эмоциональной памяти было отведено аффективному следу памяти, который представляет собой навязанное и облегченное воспроизведение, неподконтрольное субъекту.
Аффективный след возникает при наличии «специфического фиксирующегося переключения», когда сильное аффективное переживание переходит на все, что способно попадать в этом состоянии в поле восприятия.
Научно-психологическая литература рассматривает связь эмоций и памяти с двух сторон. Первая из них исследует и анализирует изменения мнемических процессов: воспроизведение, запоминание, сохранение и забывание. Это происходит под воздействием эмоций, при этом показано, что мнемические процессы (в первую очередь, запоминание и воспроизведение) значительно в большей мере, чем перцептивный процесс, подвергаются воздействию знака и интенсивности эмоций.
Воздействие знака эмоций на мнемические процессы считается избирательным, в большей степени этот процесс относится к запоминанию, забыванию и воспроизведению. Он опосредуется через наличие интенсивности, конкретности, обобщенности, биологическую целесообразность эмоций. Также на него существенно влияют эмоциональные состояния, которые соответствуют запоминанию другими. В целом с уверенностью можно говорить только о том, что эмоционально насыщенный материал в рамках репродукции обладает преимуществами перед эмоционально нейтральным материалом.