Леворукие дети
Леворукость – это преимущественное использование левой руки, ведущая функциональность которой может быть как врожденной, так и вынужденной.
Специалисты считают, что леворуких людей в мире насчитывается 10-17%. Что касается России, то их количество увеличивается, потому что до 1985 г леворукость представляла педагогическую проблему. По российской системе образования левшей заставляли писать только правой рукой. Сегодня ситуация изменилась и таких детей больше не переучивают.
Отношение к леворукости неоднозначное – для одних она является серьезным недостатком, а другие считают её проявлением гениальности. Ученые не могут дать точный ответ на формирование леворукости, а гипотез в этом плане существует довольно много.
Леворукость может быть семейным явлением и поскольку она часто встречается, то ученые признали возможность её передачи по наследству.
Есть концепции генетической обусловленности этого явления – если оба родителя леворукие, то 50% их детей тоже становятся такими. При одном леворуком родителе 16,7% детей тоже будут леворукими, а если в семье нет леворуких, то только 6,3% детей могут стать леворукими.
Одним из вариантов проявления леворукости является компенсаторный. Возникает он как компенсация нарушений в развитии мозга, причиной которых может стать патология беременности и родов, серьезные заболевания, тяжелые черепно-мозговые травмы.
У леворукого ребенка доминирует правое полушарие, отвечающее за творческое мышление, интуицию, воображение, мгновенное восприятие образа. Такие дети эмоциональные и художественно одаренные, но с другой стороны для них характерна задержка речи и затруднение в произношении звуков, моментальная смена настроения, вызывающая плаксивость, капризы, ярость.
Формирование ведущей руки происходит к 5-летнему возрасту, а до этого дети могут брать ложку, ножницы, карандаши как правой, так и левой рукой. Если взрослые не будут настаивать на выборе руки, тогда доминантность устанавливается естественным путем.
Есть дети, которые одинаково хорошо могут использовать левую и правую руку. Если данная проблема будет обнаружена в раннем возрасте, то такого ребенка можно сделать праворуким без проблем.
Всё в мире предусмотрено для правшей, поэтому совсем непросто леворукому адаптироваться, например, в школе. У леворуких детей плохо развита зрительная память, моторная координация, они хуже ориентируются в пространстве, долго не могут запомнить левую и правую руку. Время на часах они воспринимают в зеркальном отражении.
Леворукие дети имеют повышенную эмоциональность и ранимость, в одобрении и похвале они нуждаются больше праворуких детей. Для леворуких детей в школе, по мнению психологов, есть некоторые сложности – в процессе обучения им больше внимания надо уделять чтению, письму, счету.
Эмоциональная сфера леворуких детей
Внутренний мир леворукого ребенка очень сложен и противоречив в результате его эмоционально-психологических особенностей.
Для леворуких детей, считает И. Макарьев, характерен целый ряд эмоциональных особенностей:
- высокая эмоциональная чувствительность;
- утомляемость и ранимость;
- довольно высокий уровень креативности;
- большие способности к художественному творчеству;
- частая обидчивость и раздражительность;
- боязливость;
- низкий самоконтроль;
- преобладание плохого настроения;
- пассивное восприятие действительности;
- совестливость и робость;
- высокий уровень тревожности;
- эстетическая впечатлительность.
Эмоциональный дискомфорт и собственная неадекватность чаще всего ощущается у леворуких детей с низкой адаптацией. Они часто бывают рассержены, боязливы, печальны, о себе высказываются отрицательно. На проводимых занятиях через 10-15 минут у них наступает утомление, пропадает интерес к работе, снижается внимание и возникают импульсивные и необдуманные действия.
Характерным для леворуких детей является болезненное чувство восприятия справедливости, а способность к эмпатии делает их или очень жалостливыми или, наоборот, жестокими.
Исследования эмоциональной сферы леворуких детей показали, что они более пессимистичны, т.е. преобладающими у них являются неприятные эмоции.
Маленькие дети-левши тонко чувствуют окружающий мир, они очень впечатлительны, эмоциональны и тревожны. Многие явления они воспринимают через эмоции.
Леворукость не является патологией – это всего лишь вариант организации взаимоотношений между полушариями головного мозга.
Ученые имеют противоречивые мнения по поводу эмоциональных особенностей леворуких детей. Ребенку, у которого доминирует правое полушарие, очень сложно в мире правшей, результатом чего являются трудности в межличностных отношениях и эмоциональном развитии. Эмоциональные и впечатлительные они могут быть агрессивными и подозрительными. Несмотря на то, что чувство прекрасного у них развито довольно хорошо и высокий уровень креативности, раскрыть таланты порой очень сложно, поскольку общество чаще всего относится к ним негативно. Главная проблема заключается в том, что окружающие хотят изменить их сущность и заставить быть «как все».
Дети-дошкольники нуждаются в особом внимании, потому что в этот период развивается личность ребенка и формируется его эмоциональная сфера.
Сегодня существуют специальные методики, позволяющие корректировать эмоциональную сферу леворуких детей, опубликовано множество примеров успешного развития эмоциональной сферы с применением специального педагогического и воспитательного сопровождения.
Специалистами разработана программа психолого-педагогической помощи и поддержки леворуких детей-дошкольников и родителей, цель которой заключается в психопрофилактике негативных эмоциональных свойств личности.
Проблемы леворуких детей
В России отношение к леворуким детям имеет свою историю.
В своей работе «Детская леворукость и проблема воспитания левой руки» доктор А. Капустин в 1924 г представил результаты исследования этих детей в неврологической клинике. Правда, обследование проводилось среди больных детей и та резкая оценка, которую дает доктор, не имеет никаких оснований. Но, тем не менее, в своей работе он отмечает, что среди левшей могут быть во всех отношениях вполне нормальные дети, с хорошим физическим развитием и высокой степенью одаренности. Однако чаще всего, по его мнению, левша – это дегенерат.
Рисунок 1. Школьные трудности леворуких детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Задержка речевого развития и неправильное произношение звуков у левшей проходит с возрастом. Они не любят точные науки и по-другому усваивают учебный материал.
Если в дошкольном возрасте уделялось внимание психическому развитию леворукого ребенка, то трудности при овладении учебной деятельностью, будут далеко не у всех таких детей. Специфическая функциональная организация их мозга является одним из факторов нарушений письма и чтения.
Особые проблемы испытывают леворукие дети при адаптации к обучению в школе. Чаще всего леворукие дети испытывают трудности при формировании навыков письма, чтения и счета. Основой этих умений является зрительное восприятие, нарушение которого приводит к целому ряду трудностей, например, запоминанию сложных конфигураций букв, неустойчивому почерку, медленному темпу письма, различению геометрических фигур и др.
Причины нарушения чтения носят в основном зрительно-пространственный характер – ребенок испытывает затруднения в восприятии слова как целого. Другие дети не могут уловить связь между отображаемыми понятиями и буквосочетаниями.
Обладая определенной спецификой познавательной деятельности, леворукие дети не могут быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Особенностью их восприятия является замедленное осмысление взаимоотношений между частями целого изображения. Объем кратковременной, долговременной и произвольной образной памяти у них снижен.
Некоторые психические функции леворукого ребенка имеют асинхронное развитие – с опережением развиваются эмоционально-волевые качества и отстают психомоторные функции и пространственное восприятие.
Чтобы обучение леворуких детей проходило эффективнее, надо обращаться к возможностям правого полушария для более полного использования его особенностей – скорости и эмоционального восприятия, образности, обобщенности, целостности, непроизвольной памяти.
Своевременные и разносторонние движения леворукого ребенка являются важным условием и показателем его нервно-психического и психического развития.
Большое внимание необходимо уделять развитию движений руки и с самого раннего возраста тренировать пальцы рук.