Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности эмоциональной сферы дошкольника

Определение 1

Эмоциональная сфера личности – это совокупность психических процессов в рамках непосредственного субъективного переживания.

Специфика развития эмоциональной сферы дошкольника

Для психического развития ребенка характерны изменения в эмоциональной сфере – происходит трансформация его взглядов на мир и отношений с окружающими, растет способность осознавать и контролировать собственные эмоции.

Взрослые должны хорошо представлять себе возрастное состояние детей. В противном случае могут появиться неверные оценки, которые не учтут возрастные особенности ребенка. Идеальным отношением взрослого человека к малышу является постепенная подстройка под его эмоциональное развитие и становление личности.

К 3-летнему возрасту эмоциональное развитие достигает такой степени, что ребенок уже способен к образцовому поведению. То, что такая способность появляется, еще не значит, что поведение всегда будет хорошим. У ребенка часто в эти годы присутствуют проявления недовольства (например, в виде криков, слез и истерик). Для детей более старшего возраста истерики не столь свойственны, поскольку у них более сильными являются самоощущение и желание независимости.

Замечание 1

Чувства дошкольника не всегда постоянны. Они могут быстро вспыхивать, ярко выражаться и быстро гаснуть. Слезы могут прийти на смену бурному веселью. Вся жизнь детей, находящихся в раннем и дошкольном возрасте, подчиняется их чувствам, а управлять собственными переживаниями они еще не могут. По этой причине ребенок больше подвержен переменам настроения, чем взрослый человек.

Дошкольника легко развеселить, но еще проще огорчить или обидеть. Это обусловлено тем, что он не совсем осознает себя и не умеет до конца владеть собой. По этой же причине такой ребенок способен пережить целую гамму чувств и волнений за очень короткое время.

«Особенности эмоциональной сферы дошкольника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

У ребенка дошкольного возраста может часто меняться настроение, но в большинстве ситуаций лучше не заострять на этом большого внимания. Это даст возможность малышу самостоятельно достичь эмоциональной стабильности.

По мере развития эмоциональной сферы дошкольника постепенно отделяется субъективное отношение от объекта переживаний. Эмоции и чувства ребенка проходят соответствующие этапы развития, что связано с наступлением определенных социальных ситуаций. Нарушение привычных ситуаций (например, изменение режима или уклада жизни ребенка) чаще всего приводит к формированию аффективных реакций, и даже к возникновению страха. Неудовлетворенность (подавление) новых потребностей у детей в кризисный период вызывает фрустрацию, которая может проявляться в качестве агрессии (например, гнева, ярости, стремления напасть на противника) или депрессии (пассивного состояния).

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от многих условий. Эта сфера формируется у ребенка в процессе общения со сверстниками. Некоторые аспекты психики ребенка на разных возрастных стадиях могут быть неодинаково чувствительны к условиям воспитания.

Так, чем младше дети и чем больше их беспомощность, тем быстрее будет обнаруживаться их зависимость от условий воспитания. В случае недостатка эмоциональных контактов вероятна задержка в эмоциональном развитии. Она может нанести отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. По этой причине воспитатель должен стремиться установить тесные эмоциональные контакты с каждым ребенком.

Важнейшим источником чувств дошкольника, включая радость, нежность, сочувствие, гнев, тревожность, являются взаимоотношения с другими людьми, а также их поступки. Чувства, которые могут возникать у ребенка в отношении других людей, могут также легко переноситься и на персонажей художественной литературы (рассказа, сказки). Возникновение переживаний может быть и в отношении животных, игрушек, растений. Например, ребенок сочувствует, что сломался цветок.

Аспекты и проблемы развития эмоциональной сферы дошкольника

Если в семье присутствует неправильное общение, то это может привести к следующим проблемам:

  • Возникновение односторонней привязанности, в первую очередь, к матери, ослабление потребности в общении со сверстниками;
  • Ревность в случае появления второго ребенка в семье тогда, когда первый ребенок чувствует себя обделенным;
  • Страх в случае выражения со стороны взрослых отчаяния по малейшему поводу, который способен угрожать ребенку.

В необычной ситуации у дошкольника может возникнуть волнение. Взрослые могут внушить страх ребенку. Примером может быть страх темноты. Когда ребенок испугался темноты один раз, то в дальнейшем темнота сама по себе будет пугать его всегда.

При организации специальной деятельности (например, музыкальных занятий) ребенок учится испытывать определенные чувства, которые связаны с восприятием (например, музыки). Чувства и эмоции очень интенсивно развиваются в виде деятельности, который соответствует возрасту дошкольника (игра, которая насыщена переживаниями).

Развитие эмоционального единства группы дошкольников происходит при выполнении совместных трудовых занятий (например, уборке участка, комнаты). В соответствии со сложившейся ситуацией любые качественные чувства и эмоции (например, гнев, любовь, ненависть, радость, тревожность) могут быть положительные, отрицательные, ориентировочные.

В целом дети в дошкольном возрасте относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Для них характерно чаще всего бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно чувства и эмоции таких детей сопровождаются выразительными движениями (мимика, пантомимика, голосовые реакции). Выразительные движения являются важнейшим средством общения, а развитие эмоций и чувств можно связать с развитием прочих психических процессов, в первую очередь, с речью.

Взрослые должны постоянно обращать особое внимание на состояние дошкольника, его настроение. Так, можно спросить, было ли у него что-то веселое, смешное, кто сегодня чему-то радовался, кого что-то огорчало, а кто плакал, и по какой причине это произошло. Если ребенок не знает, что ответить, необходимо помочь ему, напоминая какой-нибудь забавный случай или детскую ссору, спрашивая, из-за чего она возникла, смогли ли дети простить друг друга.

Когда такие беседы станут привычными, ребенок сам будет откладывать в памяти соответствующие эпизоды, охотно рассказывая о них. Все это будет способствовать снижению тревожности у дошкольника.

Дата последнего обновления статьи: 19.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot