Интернет-зависимость – это психическое расстройство, которое сопровождается большим числом поведенческих проблем. В общем оно представляет собой неспособность подростка вовремя выйти из сети, а также постоянное и навязчивое желание туда войти.
Особенности интернет-зависимости
Возрастающие компьютеризация и «интернетизация» российского общества предопределили проблему патологического использования Интернета. Она была обозначена в зарубежных источниках литературы в конце 80-х гг. прошлого века.
Сегодня по числу пользователей Интернета наша страна опережает многие другие государства. Основные пользователи Интернета в РФ представлены молодыми людьми в возрасте от 18 до 24 лет. Вместе с ростом количества пользователей в мировом масштабе неуклонно увеличивается уровень интернет-зависимости. Это связано еще и с тем, что у многих пользователей она формируется уже после полугода использования гаджетов для выхода в сеть.
Психологи на данный момент не рассматривают интернет-зависимость как самостоятельное заболевание, ее больше определяют в качестве феномена. За рубежом вопрос зависимости изучают уже более 20 лет. Родоначальники психологического изучения феномена зависимости от Интернета — клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг.
Гольдберг впервые предложил использовать категорию «интернет-зависимость». По его мнению, она представляет собой расстройство поведения, возникающее при использовании Интернета и компьютера и оказывающее негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы.
Ежегодно число научных исследований, посвященных этому типу зависимости, растет. В них ученые описывают феномен с точки зрения разных психологических направлений и школ, исследуют связь с другими видами зависимости и возможные последствия.
Основные направления в исследовании интернет-зависимости в современной науке представлены:
- разработкой диагностических критериев интернет-зависимости;
- изучением воздействия виртуальных взаимоотношений на личность пользователей;
- изучением идентичности пользователей Интернета и процессов их презентации в сети;
- исследованием психологических аспектов коммуникативных процессов, которые реализованы через сеть Интернет.
Эмоциональные нарушения у подростков с интернет-зависимостью
Подростки, для которых характерна интернет-зависимость, очень часто имеют определенные эмоциональные нарушения. Они способны создавать препятствия интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Причина проявления этой ситуации представлена формированием отличительных особенностей психического развития подростков. Подростковый возраст — это тот период, в рамках которого основная деятельность заключается в общении. Благодаря ему подросток учится строить социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми, понимать весь спектр разнообразных эмоциональных проявлений окружающих.
Эмоциональное обогащение способствует появлению способности различать эмоции в зависимости от их проявлений: положительные, отрицательные. Подростки разделяют эмоции по особенностям их проявления со стороны окружающих людей по отношению к ним. Здесь главную роль играет открытость, готовность ребенка к общению с окружающими в соответствующих жизненных ситуациях.
Для подростка с наличием интернет-зависимости характерен бедный эмоциональный мир. Такие дети отгорожены в социальном плане, отчуждены от проблем, переживаний и состояний других людей. Наличие таких признаков можно связать с тем, что первоначально ребенок долго находился в ситуации постоянной блокировки удовлетворения некоторых жизненно важных потребностей.
Интернет-зависимость способствует развитию внутренних защитных механизмов, предназначенных для нежелательного воздействия со стороны внешнего мира на сильные и слабые стороны психики и личности подростков (копинг-стратегии негативного характера). Используя такие механизмы, подросток с зависимостью от сети может чувствовать себя более-менее комфортно. Это обусловлено тем, что постепенно он остается один на один с радостями и переживаниями, понятными только ему одному и не касающимися членов семьи или других близких людей.
Постепенно совокупность эмоциональных нарушений, которые свидетельствуют о появлении у подростков зависимости, проявляется во всех областях жизни.
Эмоционально-волевая сфера зависимых подростков
По причине имеющейся у подростка интернет-зависимости и преобладания разнонаправленных эмоциональных нарушений, учёные рассматривают критерии, которые свидетельствуют о наличии у него проблем эмоционально-волевого плана. В их состав входят:
- Отсутствие желания отвлекаться от игры;
- Раздражение, если необходимо отвлечься;
- Отсутствие желания и умения запланировать окончание сеанса игры;
- Трата средств на постоянное обновление игр и устройств компьютера;
- Нежелание заниматься домашними делами, служебными обязанностями, учебой;
- Равнодушное отношение к гигиене, здоровью, сну в пользу сидения за компьютером;
- Злоупотребление психологическими стимуляторами, употребление случайной и однообразной пищи без отрыва от компьютера;
- Появление эмоционального подъема в процессе игры и др.
В качестве основных особенностей зависимости можно перечислить синдром абстиненции, потребность в получении объекта зависимости, поведение в направлении приобретения объекта зависимости, сниженная критичность к негативным сторонам зависимости, потеря интереса к социальным аспектам жизни, внешнему облику и др.
Таким образом, интернет-зависимость характеризуется проявлением нарушений эмоционально-волевой сферы подростков. Самые разнообразные стороны этой зависимости и многое в этом аспекте зависит от социальной ситуации в подростковой жизни, включая уровень заинтересованности родителей переживаниями и внутренним состоянием своих детей.