Допонятийное мышление: общие сведения
Допонятийное мышление – это начальная форма мышления ребенка, которое имеет иную, более примитивную, чем у взрослых, организацию.
Когда ребенок рождается его мышление находится на нулевой отметке, далее оно начинает развиваться, причем развитие это идет в две стадии: первая стадия – это допонятийное мышление, а вторая стадия – понятийное мышление.
Само слово «допонятийный» означает, что ребенок проходит стадию, когда он еще не имеет понятия осознанного, осмысленного. То есть все, что происходит с детьми, они принимают как есть и не могут это интерпретировать, анализировать.
Допонятийное мышление характерно для детей возрастом до 5 лет. К пяти годам мыслительные процессы набирают необходимую базу и начинается процесс развития и становления понятийного мышления.
В период допонятийного мышления важно сформировать у ребенка все чувства и базовые принципы жизни, на которых он в дальнейшем будет строить свое мышление.
Формирование допонятийного мышления основывается на базовых принципах:
- Усвоение понятий. Поначалу ребенок должен освоить основные понятия, которые ему необходимы в жизни. Примером таких понятий могут быть: кто мама, кто папа, что это за предмет (ложка, тарелка), стул и т.д. То есть все то, что ему необходимо в первые годы жизни. При этом ребенок еще может совсем не говорить, однако родители должны с ним разговаривать, чтобы эти понятия запоминались и потом он смог вслух произнести их названия;
- Усвоение суждений. Такой принцип основан на том, что с помощью интонации родители прививают ребенку понятие о хорошем или плохом. Например, если ребенок увидел кошку и хочет ее ударить, то родитель должен сформировать положительное суждение о животным, показать ребенку, что ударять плохо, что кошка хорошая и ее можно погладить. Также и наоборот, например, ребенок увидел что-то несъедобное и тянет это в рот, это может быть не только игрушка, но и что-то, что может навредить его здоровью, родители также должны помочь сформировать суждение о том, что так делать нельзя, что это плохо;
- Умозаключения. Ребенок должен понимать с детства причинно-следственную связь, желательно, чтобы он сам дошел своим сознанием до этого, но в допонятийный период этого можно достичь только при помощи физиологических воздействий, не опираясь на логику ребенка. Например, когда ребенок делает что-то неправильно, и не слушает интонацию родителей и продолжает это делать многократно, то родители часто прибегают к физическим мерам (шлепки по попе, удаление ребенка из комнаты и т.п.). После нескольких раз таких мер со стороны родителей, у ребенка должно сформироваться умозаключение о том, что если он будет делать это, то последствия будут неприятными. Со временем ребенок начинает искать другие пути решения своих вопросов;
- Решение мыслительных задач. В процессе взросления, дети все больше находят способов решить вопросы, которые их интересуют или противостоять своим желанием. Например, часто дети находят множество способов вылезти из кроватки, когда они уже выспались и им хочется гулять. Часто родители даже не понимают, как детям это удается. Дети, в свою очередь, решают эту проблему не задумываясь, они просто действуют, то есть следуют своим желаниям, не осознавая последствий.
Следовательно, в допонятийный период дети уже способны усваивать информацию из внешнего мира, но они просто щен не могут ее осмыслить. Родителям важно сформировать допонятийный фундамент детского мышления, чтобы в дальнейшем его развитие было быстрым и эффективным.
Особенности допонятийного мышления детей
Допонятийное мышление детей имеет свои особенности:
- Эгоцентризм. Данная особенность проявляется у детей как раз из-за того, что они не могут анализировать свое поведение, не способны понять хорошо ли они поступают или нет, они опираются только на то, что они видят и как они это чувствуют. Но в данном случае не стоит сравнивать эгоцентризм с эгоизмом, так как эгоизм – это форма поведения человека, которая сформировалась уже на этапе понятийного мышления, тогда как эгоцентризм, наоборот, в этапе допонятийного мышления. Эгоцентризм присущ маленьким детям, потому что они воспринимают информацию и действия достаточно прямолинейно. Например, ребенок хочет съесть конфету, которая нравится ему, ведь она вкусная, а каша, которую обычно дают ему родители невкусная, отсюда у малыша возникает вопрос: зачем есть то, что невкусно? Детям до 5 лет невозможно объяснить, что каша полезная, а конфеты вредные;
- Отсутствие представления о количестве чего-либо. Многие ученые и психологи изучали способности детей раннего возраста, чтобы понять на основании чего они судят о процессах физических или химических и т.д. Например, если спросить ребенка о том, какое дерево тяжелее и представить перед ним два дерева: одно будет худое и длинное, а второе короче, но толстое. С большой вероятностью ребенок ответит, что длинное дерево тяжелее, оно же выше, а, значит, больше. То же самое происходит, когда ребенок видит своего ровесника, который выше него ростом, в таком случае малыш будет думать, что его сверстник сильнее его;
- Отсутствие индуктивных и дедуктивных выводов. Так как ребенок может наблюдать одновременно несколько явлений, которые противоречат его сформировавшемуся мышлению, некоторые моменты могут не восприниматься ребенком как надо или вызывать смешанные чувства. Например, если спросить у ребенка живое ли дерево, он может ответить как, да, так и нет, и он не сможет понять, почему оно живое или почему оно неживое, так как это сложно интерпретировать его мышлению. С одной стороны, у дерева есть листочки, оно шевелиться, значит, оно живое, но оно не как человек, оно не говорит и не перемещается.
При воспитании детей необходимо учитывать все особенности допонятийного мышления, это поможет родителям максимально расширить границы сознания ребенка.