Семья — это система, в которой осуществляются детско-родительские отношения. В течение долгого времени она имеет определяющее значение в развитии личности ребенка, причем на каждой возрастной стадии этого развития роль семьи меняется и имеет свои специфические особенности. В подростковый период детско-родительские отношения начинают переходить на качественно новый этап.
Особенности взаимодействия подростка с родителями
В развитии психических процессов и становлении самосознания личности в качестве критического периода выступает подростковый возраст. Современной социальной действительности свойственна агрессивность, которая формирует вокруг подростков совокупность вызовов и угроз. Они влияют на психоэмоциональное здоровье ребенка, при этом процесс их преодоления становится естественным процессом. При наличии непрерывного давления со стороны внешнего мира единственный институт социализации и фундаментальной поддержки взрослеющего человека, представлен семьей.
Особенности взаимодействия подростка с родителями обусловлены степенью их отзывчивости, наличием эмоциональных связей и привязанностей в семье. Эти критерии влияют на человека в течение всей его жизни. Качественная составляющая детско-родительских отношений способна моделировать поведение подростков в общественной среде, формировать их самооценку.
В психологии модель внутрисемейного взаимодействия рассматривают в рамках системы детско-родительских отношений. Они представляют собой формат родительского эмоционального отношения к детям, процесс восприятия и способы поведения. Различные комбинации детско-родительских контактов способны устанавливать соответствующие стили (типы) взаимоотношений.
Описание типологии семейного воспитания предполагает исследование воспитательных родительских установок и точек зрения в отношении ребенка. В этом плане выделяют два типа родительских позиций: оптимальные и неоптимальные. Оптимальные подразумевают адекватность, гибкость и прогностичность.
Адекватность родительских позиций может определяться в качестве умения родителей видеть и понимать индивидуальность собственных детей. Они должны замечать то, что происходит в их душевном мире. Гибкость необходимо рассматривать, как способность осуществлять перестройку воздействия на ребенка по ходу условий семейной жизни.
Прогностичность родительских позиций предопределена следованием ребенка за родителем. Так, родительский стиль общения должен опережать формирование новых психических и личных качеств ребенка, а не наоборот.
Неоптимальные родительские позиции, в свою очередь, выражены через деструктивность коммуникации родителей с детьми. Это может проявляться в присвоении детям некорректных социальных ролей.
Самая общая классификация стилей детско-родительских отношений, учитывающая комбинацию родительских позиций, состоит из 3 основополагающих стилей:
- Авторитарный,
- Авторитетный (демократический),
- Попустительский.
В рамках представленной концепции сегодня принято также выделять, кроме прочих, гиперопекающий, гипоопекающий, хаотический, анархический стили, гиперсоциализацию, эмоциональное отторжение и др.
Виды детско-родительских отношений
Большое количество исследований показали отсутствие чистых видов детско-родительских отношений в реальности. Считается, что в разных семьях могут быть использованы одновременно несколько стилей отношений. По этой причине для анализа практики родителей, как правило, берутся за основу так называемые смешанные стили (например, авторитарно-демократический, либерально-демократический и др.).
Каждым родителем может применяться комбинация позиций в соответствии с ситуацией и обстоятельствами. Смена стиля детско-родительских отношений представляет иногда сложность для родителей. Тем не менее, она возможна и открывает перспективы для исследования этого вопроса с позиции исправления искажений в этой области.
Так, деспотичное и авторитарное поведение родителей, включающее подавление интересов ребенка, способно формировать слабую, несамостоятельную и неуверенную в себе личность. Наряду с этим, сочетание внимательного и заботливого отношения к детям, состоящего в отсутствии излишней навязчивости, может стать залогом развития душевно здоровой личности, которая готова и способна помогать окружающим.
Специфика взаимоотношений в системе «семья-подросток»
Специфика взаимоотношений в семье связана, в первую очередь, с задачами развития и осознания идентичности подростка. В этом процессе происходит коренное преобразование мотивационной сферы. У подростков могут одновременно сосуществовать несколько типов потребностей.
Потребности подростка включают:
- Автономию,
- Уважение,
- Самоопределение,
- Поддержка,
- Присоединение к семейному «мы».
Детско-родительские отношения в подростковом возрасте обладают своими особенностями. Прежде всего, эти взаимоотношения имеют историю, накопленный опыт общения родительских воздействий. Иногда здесь могут проявляться ошибки и просчеты, совершенные родителями на прежних стадиях воспитания.
Семья, таким образом, представляет собой разновозрастную группу, в которой подростки начинают приобретать опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений и полов. Семейное влияние на подростка включает воздействие на все стороны его личности, включая аффективную, когнитивную и поведенческую. Оно происходит практически непрерывно и способно проявляться даже в том случае, когда подросток находится за пределами дома.
Характер сформированных отношений, включая степень их воздействия на подростков, будет зависеть от большого числа факторов. Во-первых, они состоят в индивидуальных личностных свойствах подростка и представляют результат сложнейшего взаимодействия генетических и средовых показателей. Во-вторых, они включают «семейные» факторы (например, психологическую атмосферу в семье).