Мигранты — это люди, которые меняют место жительства в границах одного государства (внутренняя миграция) или переезжают из одной страны в другую (международная миграция). Миграция считается острой проблемой современного постиндустриального общества.
Особенности и факторы миграции
Миграция представляет собой не просто перемещение людей с одного места жительства на другое. Она считается сложным социально-психологическим, этнографическим, экономическим, правовым и политическим явлением. Мигранты становятся весомой частью общества принявшего их государства, меняя его этнический состав.
Разрешение миграционных проблем требует незамедлительного решения. Принято рассматривать 3 фактора миграции:
- Мобильность (изменение места пребывания);
- Потребности (стремление улучшить материальное и социальное положение);
- Стабильность (стремление адаптироваться на новой территории).
Перемещаясь на новую территорию, мигранта будут ждать тяжелые условия жизни в новых условиях, трудности в нахождении работы и низкая оплата труда. Часто к мигрантам негативно относятся местные жители, а школьникам по этой причине сложно адаптироваться.
Ребенок, поступающий в школу в другой стране, вынужден познакомиться с другой культурой и языковой средой, другими правилами поведения. Мигрант и его семья сталкиваются с двумя проблемами: социокультурная и социально-психологическая адаптация.
Адаптация мигрантов и ее особенности
Процесс адаптации мигрантов в большей степени связан с привыканием к новым социальным и экономическим условиям. Они существенно отличаются от привычных условий. Сначала могут возникать сложности в акклиматизации, необходимо привыкание к бытовой сфере.
Школьники, поступающие в иностранное учебное заведение, вынуждены налаживать межличностные отношения, усваивать культурные и национальные особенности региона и др.
Опыт многих зарубежных государств, включая нашу страну, показал, что приезжие осваиваются на территории, но не способны полноценно приспособиться. Они организуют свои маленькие закрытые сообщества (например, «китайские кварталы»), находясь как бы в некотором вакууме.
Мигранты часто не имеют образования и не знают русский язык. Все это создает сложности для поиска работы и общения с работодателями, порождая неспособность объяснить собственные нужды и потребности.
Мигранты вынуждены выполнять самую низкооплачиваемую работу. Это приводит к невозможности оплатить как свое собственное образование, так и образование своего ребенка. Опыт и знания, которые хочет передать детям семья мигрантов, как правило, не соответствует требованиям, нормам и ценностям окружающего общества.
Детей мигрантов с каждым годом становится больше, и общество во многих случаях относится к ним негативно. В первую очередь, это связано с несоответствием их поведения принятым нормам.
Психологическая адаптация, характерная для вступления в новую культурную среду, представляет собой совокупность психологических последствий. Она включает точное понимание личностной и этнической идентификации, душевное здоровье и общие способности достигать личное удовлетворение в обществе пребывания.
Ребенок мигранта должен пройти через особенную разновидность адаптации, которая представлена приспособлением к чему-то новому. Она называется межкультурной адаптацией и является сложным процессом. Благодаря этому типу адаптации человек способен достичь соответствия (совместимости) с новой культурной средой.
Особенности и способы адаптации детей мигрантов
Способ адаптации ребенка к школе будет зависеть от его индивидуальных особенностей, способностей, воспитания и возможностей. Невозможность быстро адаптироваться связана с отсутствием знаний норм поведения. Это приводит к тому, что дети-мигранты не способны утвердиться в качестве значимых членов определенного детского коллектива.
Контакт ребенка со сверстниками затрудняется по причине невозможности осуществлять коммуникацию на русском языке, отсутствия знаний о правилах поведения. Эти причины порождают конфликтные ситуации и неприязненное отношение.
Дети мигрантов часто сталкиваются с целым комплексом проблем, в их числе:
- Недостаточное развитие навыков коммуникации;
- Проявления «мигрантофобии»;
- Сложности в освоении образовательной программы;
- Низкая самооценка.
Психолого-педагогические проблемы адаптации к новой образовательной среде включают трудности в отношениях детей-мигрантов с учителями, устойчивую ориентацию мальчиков-мигрантов на гендерное превосходство, потерю традиционных норм поведения и замену их девиантным поведением, которое противоречит принятым в обществе нравственным и правовым нормам.
Профессиональный стандарт педагога содержит информацию о том, что современные педагоги должны уметь работать с разными категориями учащихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями и проблемами в развитии, детей-мигрантов, для которых русский язык не является родным.
Адаптацию школьника из семьи мигрантов к образовательной среде в большей степени должен обеспечивать педагог. Ему необходимо принимать разных детей, не зависимо от их реальных учебных возможностей, аспектов поведения, состояния психического и физического здоровья.
Семья в разрешении проблем адаптации почти не способна помогать ребенку. Это связано с тем, что родители, как правило, сами не знают русского языка, норм, правил и традиций страны.
В этом вопросе дальше всего ушли развитые зарубежные страны. Миграция в европейских странах остается одним из важных социальных процессов уже на протяжении многих десятилетий. Интенсивность притока мигрантов выросла в них в 60–70-е годы прошлого века, а в нашей стране этот процесс усилился только в последние два десятилетия.
Исследователи западных стран сформировали адаптационные программы, которые отражают недостаток так называемого культурного капитала в семьях мигрантов. По этой причине образовательные организации должны взять на себя совершенно новую функцию – компенсаторную. Она заключается в передаче мигрантам тех знаний, навыков и умений, которые те недополучают в процессе внутрисемейной социализации.