Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности адаптации школьников мигрантов к образовательной среде

Определение 1

Мигранты — это люди, которые меняют место жительства в границах одного государства (внутренняя миграция) или переезжают из одной страны в другую (международная миграция). Миграция считается острой проблемой современного постиндустриального общества.

Особенности и факторы миграции

Миграция представляет собой не просто перемещение людей с одного места жительства на другое. Она считается сложным социально-психологическим, этнографическим, экономическим, правовым и политическим явлением. Мигранты становятся весомой частью общества принявшего их государства, меняя его этнический состав.

Разрешение миграционных проблем требует незамедлительного решения. Принято рассматривать 3 фактора миграции:

  • Мобильность (изменение места пребывания);
  • Потребности (стремление улучшить материальное и социальное положение);
  • Стабильность (стремление адаптироваться на новой территории).

Перемещаясь на новую территорию, мигранта будут ждать тяжелые условия жизни в новых условиях, трудности в нахождении работы и низкая оплата труда. Часто к мигрантам негативно относятся местные жители, а школьникам по этой причине сложно адаптироваться.

Ребенок, поступающий в школу в другой стране, вынужден познакомиться с другой культурой и языковой средой, другими правилами поведения. Мигрант и его семья сталкиваются с двумя проблемами: социокультурная и социально-психологическая адаптация.

Адаптация мигрантов и ее особенности

Процесс адаптации мигрантов в большей степени связан с привыканием к новым социальным и экономическим условиям. Они существенно отличаются от привычных условий. Сначала могут возникать сложности в акклиматизации, необходимо привыкание к бытовой сфере.

Школьники, поступающие в иностранное учебное заведение, вынуждены налаживать межличностные отношения, усваивать культурные и национальные особенности региона и др.

«Особенности адаптации школьников мигрантов к образовательной среде» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Опыт многих зарубежных государств, включая нашу страну, показал, что приезжие осваиваются на территории, но не способны полноценно приспособиться. Они организуют свои маленькие закрытые сообщества (например, «китайские кварталы»), находясь как бы в некотором вакууме.

Мигранты часто не имеют образования и не знают русский язык. Все это создает сложности для поиска работы и общения с работодателями, порождая неспособность объяснить собственные нужды и потребности.

Мигранты вынуждены выполнять самую низкооплачиваемую работу. Это приводит к невозможности оплатить как свое собственное образование, так и образование своего ребенка. Опыт и знания, которые хочет передать детям семья мигрантов, как правило, не соответствует требованиям, нормам и ценностям окружающего общества.

Детей мигрантов с каждым годом становится больше, и общество во многих случаях относится к ним негативно. В первую очередь, это связано с несоответствием их поведения принятым нормам.

Психологическая адаптация, характерная для вступления в новую культурную среду, представляет собой совокупность психологических последствий. Она включает точное понимание личностной и этнической идентификации, душевное здоровье и общие способности достигать личное удовлетворение в обществе пребывания.

Ребенок мигранта должен пройти через особенную разновидность адаптации, которая представлена приспособлением к чему-то новому. Она называется межкультурной адаптацией и является сложным процессом. Благодаря этому типу адаптации человек способен достичь соответствия (совместимости) с новой культурной средой.

Особенности и способы адаптации детей мигрантов

Способ адаптации ребенка к школе будет зависеть от его индивидуальных особенностей, способностей, воспитания и возможностей. Невозможность быстро адаптироваться связана с отсутствием знаний норм поведения. Это приводит к тому, что дети-мигранты не способны утвердиться в качестве значимых членов определенного детского коллектива.

Контакт ребенка со сверстниками затрудняется по причине невозможности осуществлять коммуникацию на русском языке, отсутствия знаний о правилах поведения. Эти причины порождают конфликтные ситуации и неприязненное отношение.

Дети мигрантов часто сталкиваются с целым комплексом проблем, в их числе:

  • Недостаточное развитие навыков коммуникации;
  • Проявления «мигрантофобии»;
  • Сложности в освоении образовательной программы;
  • Низкая самооценка.

Психолого-педагогические проблемы адаптации к новой образовательной среде включают трудности в отношениях детей-мигрантов с учителями, устойчивую ориентацию мальчиков-мигрантов на гендерное превосходство, потерю традиционных норм поведения и замену их девиантным поведением, которое противоречит принятым в обществе нравственным и правовым нормам.

Профессиональный стандарт педагога содержит информацию о том, что современные педагоги должны уметь работать с разными категориями учащихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями и проблемами в развитии, детей-мигрантов, для которых русский язык не является родным.

Адаптацию школьника из семьи мигрантов к образовательной среде в большей степени должен обеспечивать педагог. Ему необходимо принимать разных детей, не зависимо от их реальных учебных возможностей, аспектов поведения, состояния психического и физического здоровья.

Семья в разрешении проблем адаптации почти не способна помогать ребенку. Это связано с тем, что родители, как правило, сами не знают русского языка, норм, правил и традиций страны.

В этом вопросе дальше всего ушли развитые зарубежные страны. Миграция в европейских странах остается одним из важных социальных процессов уже на протяжении многих десятилетий. Интенсивность притока мигрантов выросла в них в 60–70-е годы прошлого века, а в нашей стране этот процесс усилился только в последние два десятилетия.

Исследователи западных стран сформировали адаптационные программы, которые отражают недостаток так называемого культурного капитала в семьях мигрантов. По этой причине образовательные организации должны взять на себя совершенно новую функцию – компенсаторную. Она заключается в передаче мигрантам тех знаний, навыков и умений, которые те недополучают в процессе внутрисемейной социализации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot