Подходы к определению понятия «тренинг»
В подходах к определению психологического понятия «тренинг» нет четкой согласованности и определенности, но в основном термин «тренинг» определяют следующими образами:
- Тренинг - это метод активного обучения социально-психологическим навыкам, в ходе которого формируется психологическая и коммуникативная компетентность личности.
- Тренинг – это метод психологического воздействия на человека, которое направлено на достижение определенного результата (развитие знаний, умений и навыков в области межличностного общения).
- Тренинг – это метод развития и совершенствования определенных сторон личности.
- Тренинг – это метод намеренного формирования изменений отдельного человека, группы лиц или организации с целью их личностного или профессионального развития.
Актуальным на данное время является определение тренинга как системы технологий психологического воздействия на личность или группу людей с целью их обучения, изменения и развития. Важным акцентом данного определения является единство реализации этих трех составлющих.
Основными отличительными особенностями тренинговой работы являются:
- наличие группы (более или менее постоянной) количеством от 7 до 15 человек, которые периодически собираются для совместной работы или работают интенсивно в течение 3-5 дней;
- определенная пространственная организация (спокойное и комфортное место);
- наличие и соблюдение ряда принципов внутри группы (правила группы), которые направлены на создание безопасности и доверия;
- наличие групповой динамики, которая обусловлена естественными социально-психологическими процессами внутри группы;
- акцент на взаимодействии между участниками группы, которое является предметом анализа;
- открытое выражение чувств и переживаний, возникающих в процессе групповой работы.
Основные компоненты и структура тренинга
Реализация тренинга осуществляется на основе тренинговой технологии - это совокупность методов и процедур, реализуемых последовательно и модульно.
Основой технологии тренинга, в таком случае, является модуль - совокупность научно обоснованных и последовательно предъявляемых процедур, направленных на воздействие на одном из трех уровне тренинга: личностный, групповой и уровень взаимодействия. В связи с этим выделяют:
- личностный модуль тренинговой технологии: направлен на развитие и совершенствование личности,
- групповой модуль тренинговой технологии: направлен на развитие и совершенствование тренинговой группы,
- профильный модуль тренинговой технологии: направлен на развитие и совершенствование процессов, связанных с взаимодействием личности и тренинговой группы в рамках тренинговой задачи.
Структурной единицей модуля является процедура - это конкретный метод, прием или техника, которые направлены на личность в целом или на отдельные ее компоненты с целью их развития, обучения или изменения в рамках тренинговой задачи. В связи с этим, выделяют следующие модульные процедуры:
- обучающая процедура модуля: направлена на обучение,
- корректирующая процедура модуля: направлена на изменение,
- развивающая процедура модуля: направлена на развитие.
Завершением каждого модуля, как правило, является рефлексия (осмысление проделанной работы), которая реализуется как на уровне процедуры (то есть конкретной техники), так и на уровне модуля в целом (то есть в контексте личности, группы и взаимодействия).
Кроме этого, важной частью каждого тренингового модуля является психогимнастическое упражнение, которое, как правило, реализуется в самом начале работы любого модуля - это работа, направленная на регуляцию психоэмоционального состояния на тренинге (“разминка”).
Помимо структурных понятий самого тренинга, ключевым понятием в данной теме является понятие тренинговой группы.
Тренинговая группа - это специально созданная малая группа людей, которые во главе с ведущим, вступают в интенсивное психологическое взаимодействие друг с другом и общение.
Основные цели и принципы тренинговой работы
Тренинговая работа может быть направлена на решение разных задач. Выделим основные виды тренинговой работы по ее целям:
- Развитие навыков общения: основные задачи в рамках данной цели направлены на развитие навыков установления контакта и поддержания общения; осознание собственных барьеров в общении и их снятие; развитие навыков эмпатического общения и прогнозирования поведения другого человека в коммуникации.
- Развитие чувствительных способностей в межличностном взаимодействии: развитие способностей к анализу собственных эмоций и чувств других людей; развитие собственной чувствительности; работа по анализу экспрессивных и импрессивных компонентов эмоциональной сферы других людей; развитие понимания и способности прогнозировать эмоциональное поведение и реакции других.
- Личностное развитие: работа направлена развитие адекватных представлений о самом себе, развитие навыков анализа собственной личности, снятие неадаптивных установок личности в межличностном общении, работа с внутриличностными конфликтами, формирование навыков конструктивного общения.
- Развитие психических процессов: развитие творческого мышления, освоение мнемотехник, развитие внимания и его свойств и т. д.
Независимо от специфики тренинга основные цели такого формата строятся следующим образом: исследование психологического затруднения для участников и создание возможностей для его разрешения, улучшение психологического самочувствия участников, изучение закономерностей формирования межличностного взаимодействия, развитие самосознания и рефлексии собственного поведения, реализация личностного и творческого потенциала.
К главным принципам тренинговой работы можно отнести: организационный принцип (формирование групп, наличие места), принцип создания тренинговой среды (наполненности, реальности), принципы поведения участников тренинга (активность, включенность, общение, выражение чувств «здесь и сейчас»), этические принципы (конфиденциальности, не нанесение ущерба).