Понятие и сущность социально-психологической диагностики личности
Социально-психологическая диагностика личности – это определение конкретных социально-психологических особенностей личности с целью оценки их текущего состояния и прогнозирования их последующего развития.
Социально-психологическая диагностика осуществляется посредством использования достаточно обширного набора инструментов и средств, которые объединены в общее понятие «диагностические методики». Каждая из методик имеет особенный инструментарий и границы выводов, а также ожидаемые результаты исследования для социально-психологической области знаний.
Любая социально-психологическая диагностика представляет собой определенный вид психологического наблюдения или экспериментирования. Вариативность использования социально-диагностических методик позволяет охватить достаточно широкий круг людей (выборку исследования).
Вне зависимости от того, в каком виде исследования используется диагностика (теоретическом или практическом), ее основной целью является получение материала, необходимого для точного психологического заключения о социально-психологическом состоянии группы лиц или одного конкретного лица. В случае, если в исследовании принимает участие одно лицо, то цель диагностики, наглядно показать отличие данного лица от группы лиц.
Виды социально-психологической диагностики личности и ее значимость
Первый вид социально-психологической диагностики включает в себя диагностики, которые используются с целью уточнения и установления уровня отклонения от нормы.
Результаты данных социально-психологических диагностик показывают уровень отклонения и позволяют планировать дальнейшие лечебные мероприятия.
Второй вид социально-психологической диагностики личности применяется с целью исследования и детального изучения индивидуально-психологических различий между видами и типами патологических отклонений, классификации по группам, в зависимости от характерных критериев. Использование данного вида диагностик осуществляется в лабораторных опытах.
Каждый вид социально-психологической диагностики личности применяет определенный материал, который в каждом конкретном случае соответствует целям и задачам исследования. Однако, необходимо отметить, что в некоторых случаях один и тот же материал может быть использован в разных методиках, с разной диагностической целью.
Одной из наиболее востребованных и популярных социально-диагностических диагностик является психологическое тестирование.
Психологическое тестирование – это объективное и стандартизированное измерение индивидуальных отличий, подразумевающее этапы непосредственного конструирования вариативных методик, проверку их валидности и надежности, непосредственное проведение испытаний, измерение и оценка индивидуальных результатов, завершаемых их целевой интерпретацией.
Область применения социально-психологической диагностики весьма обширна, но чаще всего ее применяют в учебных заведениях при проведении психолого-педагогических исследований. Под психолого-педагогические исследования «попадают» не только воспитанники и учащиеся, но и педагогические работники.
Значимость социально-педагогического исследования воспитателей и учителей заключается в том, что оно позволяет своевременно и точно давать оценку их профессиональной деятельности, осуществлять профилактику эмоционального выгорания, определять уровень профессионализма и мастерства и т.д.
Использование социально-психологических диагностик в отношении воспитанников и учащихся, направлено на выявление той социальной среды, к которой относится ребенок. Так, если ребенок показывает высокие результаты психологического тестирования, то можно сделать вывод о том, что он воспитывается и развивается в благоприятной среде.
Кроме того, различные виды социально-психологических диагностик, все чаще используются в такой области как патопсихология. Использование их в данной области обусловлено наличием большого количества проблем в общественной среде, которые оказывают негативное влияние на психику человека.
Результаты, которые патопсихологии получают в ходе проведенных социально-психологических диагностик, способствуют разработке эффективных средств и путей решения имеющихся психологических проблем, как у отдельной личности, так и в целом в социуме.
Принципы выбора вида социально-психологической диагностики
Как показывает практика, зачастую психологи-диагносты используют в своей работе какой-то определенный вид диагностики, который они считают наиболее действенным и результативным. Однако, каждый вид диагностики хорош и результативен в том случае, если он полностью соответствует поставленной цели исследования. Недопустимо и противопоставлять разные виды диагностики, так как по существу они различны, и каждый имеет свое практическое назначение и функции.
При выборе определенного вида социально-психологической диагностики, особое внимание уделяется тому, какие результаты предоставит данный метод (обширность, вариативность и т.д.), а также насколько он сможет предоставить общую и целостную социально-психологическую характеристику личности. Именно целостная характеристика отдельной личности является основным предназначением любой социально-психологической диагностики.
Требования к социально-психологической диагностике личности:
- Каждый из компонентов социально-психологической составляющей личности является научным продуктом и служит для сравнения данных конкретной личности с определенной группой (совокупностью) людей.
- Возможность соблюдения принципа научного синтеза, то есть соединения нескольких данных социально-психологической картины личности.
Только в случае, если социально-психологическая методика отвечает двум указанным требованиям, то она может быть использована исследователем для получения целостной картины исследуемой личности.