Психологическая коррекция (психокоррекция) — это виде психологической помощи, направленной на исправление особенностей психологического развития, которые, как правило, не соответствуют оптимальной модели.
Особенности психологической коррекции
Психологическая коррекция осуществляется с помощью специальных средств психологического воздействия. Она представляет собой деятельность, которая концентрируется на формировании у человека необходимых психологических качеств, требующихся для увеличения его адаптации и социализации к постоянно меняющимся жизненным условиям.
Категорию стали широко использовать в начале 70-х гг. прошлого века. Тогда ученые начинают усиленную деятельность в сфере психотерапии, в первую очередь, групповой. Долгое время велись активные дискуссии о том, способны и могут ли психологи вести психотерапевтическую работу. На практике эти специалисты часто могли заниматься психотерапевтическими практиками, поэтому понятие психокоррекция концентрировалось на разграничении полномочий психотерапевтов и психологов.
До настоящего времени так и не принято точного разграничения терминов «психотерапия» и «психологическая коррекция». Психокоррекционное воздействие может осуществляться через следующие способы:
- Убеждение,
- Подражание,
- Внушение,
- Подкрепление.
В науке принято отделять индивидуальную психологическую коррекцию от групповой. В первой из них специалист работает с пациентом наедине. При осуществлении групповой работы деятельность ведется сразу с группой людей, имеющих похожие проблемы. В этом случае эффект может быть достигнут с помощью взаимодействия и взаимовлияния.
Психологическую коррекцию определяют в качестве направленного психологического воздействия на соответствующие структуры психики. Оно требуется для полноценного развития и функционирования индивида. С точки зрения этого определения диктуются различия в методах и средствах этого направления. Например, в рамках психоаналитического подхода психокоррекционную работу рассматривают с позиции смягчения симптомов внутреннего конфликта между «Я» и «Оно». В этом случае происходит преодоление неадекватных психологических защит.
В рамках гуманистического подхода психокоррекцию рассматривают в качестве формирования условий для позитивных изменений личности (самоактуализация, личностный рост и др.). В этом случае основная задача специалиста представлена ориентацией на уникальные возможности и личностный потенциал.
Методы психокоррекции
Деятельностная парадигма связала психологическую коррекцию с формированием системы действий, включающей чёткую структуризацию деятельности. В этом плане необходимо рассмотреть методы увеличения регулирующих функций психики (развитие эмоционального самоконтроля, совершенствование психической регуляции) и методы нормативно-ценностной коррекции. В качестве объектов последнего направления могут выступать нормативные комплексы, которые предполагают отказ от подчинения.
Методы психологической коррекции концентрируются на выработке норм личностного поведения, межличностного взаимодействия. Они помогают развивать способность гибко реагировать на ситуации, быстро перестраиваться в разных условиях и разных группах. Воздействие в данном случае оказывается на методы социального приспособления.
Эффективность психологической коррекции можно определить через качество содержания, своевременность и адекватность. Она зависит больше от степени соответствия коррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития индивида.
Среди симптоматических методов психологической коррекции необходимо выделить:
- Аутогенную тренировку;
- Метод условных рефлексов;
- Оперантное учение;
- Систему патогенетической психотерапии.
Виды и сфера применения психологической коррекции
В соответствии с коррекционными задачами психологическая коррекция делится на семейную, игровую, нейропсихологическую, коррекцию личностного роста. В зависимости от характера направленности рассматривается симптоматическая коррекция (коррекция симптомов). Она предполагает кратковременное воздействие, необходимое для снятия острых симптомов отклонений развития, которые могут помешать переходу к коррекции каузального типа. Каузальная (причинная) коррекция является видом коррекции, направленным на источники и причины психического отклонения.
В соответствии со способом коррекционных воздействий они могут быть директивных и недирективных видов. По форме организации выделяют общую, частную и специальную психологическую коррекцию.
Общая психокоррекция включает мероприятия общего педагогического порядка, которые нормализуют социальную среду ребёнка. С ее помощью происходит нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок в детском возрасте, производится деятельность в сфере психогигиены и психопрофилактики, педагогической этики. Для нее характерны лечебно-оздоровительные мероприятия (например, когда организуются специальные занятия по плаванию или специальному питанию детей).
Для частной психологической коррекции присущ набор психолого-педагогических воздействий в виде системы специально разработанных коррекционных мероприятий. Они используются в общей системе образовательных процессов (например, игровая, музыкальная деятельность, драмотерапия).
Специальная психологическая коррекция предполагает систему приёмов, методов и методик работы с конкретным индивидом или группой людей. Они предназначены для решения соответствующих психологических проблем.
Сфера применения психологической коррекции весьма обширна. В ее рамках производится коррекция эмоционального развития детей, коррекция сенсорной, перцептивной и интеллектуальной деятельности, коррекция поведения детей и подростков, развития личности.
В отношении проблемам детей в школе рассматривается коррекция недостатков когнитивной деятельности и недостатков эмоционально-волевой сферы, а также коррекция поведения. Рассмотренные направления психологической коррекции в целом предполагают наличие системного представления об организационно-содержательных началах коррекционного процесса.