Основы психологического консультирования и немедицинской психотерапии
Психологическое консультирование – это особый вид оказания психологической помощи посредством формирования специфических условий, в которых личность клиента раскрывается так, что он осознает свои собственные ресурсы для решения актуальной проблемы.
Основная цель психологического консультирования, в таком случае, это помощь в самораскрытии клиента, исследовании его сильных качеств и способностей. Основная особенность заключается в том, что консультирование - это процесс оказания психологической помощи здоровым людям.
Исторически, психологическое консультирование появилось на основе психотерапии, отделившись от нее. В какой-то момент встал вопрос не просто коррекции и лечения психических расстройств, а изучения особенностей общения, стратегий управления персоналом, коррекции неэффективных способов организации деятельности. Так появилась область прикладной психологии, занимающаяся профилактикой психических расстройств.
С точки зрения организации и содержания, психологическое консультирование имеет несколько существенных отличий:
- Во-первых, консультирование ориентировано на психически здоровых людей и их особенности проявления в разных сферах жизни (межличностные взаимоотношения, работа, учёба).
- Во-вторых, консультирование имеет краткосрочный характер, как правило, 5-10 встреч.
- В-третьих, психологическое консультирование ориентировано на текущую ситуацию или состояние клиента в отношениях или деятельности. Работа не затрагивает серьезных эпизодов из прошлого.
- В-четвертых, работа в психологическом консультировании не затрагивает реконструкции глубинных слоев психики клиента (ценностного уровня, центральных убеждений и сформировавшихся паттернов поведения). В основном работа сконцентрирована на реконструкции системы отношений клиента с разными сферами жизни
Можно выделить несколько видов психологического консультирования:
- ориентированное на проблему: работа идет по направлению модификации поведения клиента по отношению к какой-то ситуации или объекту, которые вызывают у него чувство дискомфорта. Работа направлена на развитие адаптивного поведения.
- ориентированное на решение: работа идет по направлению активизации ресурсов клиента, способствующих решению трудностей
- ориентированное на личность: ориентировано на анализ личностных установок, стереотипов мышления и реагирования, способствующих изменить отношение к ситуации или объекту
В ходе консультативного процесса психолог реализует также и просветительскую деятельность, рассказывая клиенту об особенностях психических процессов и феноменах, а также профилактическую, объясняя как можно в дальнейшем избежать нежелательных исходов, связанных с конкретными формами поведения или мышления
Основные этапы психологического консультирования
С точки зрения организации, психологическое консультирование - это особенным образом построенная терапевтическая беседа, которая имеет свою структуру, условно включающую 2 этапа: создание доверительной обстановки и безопасного пространства, и конкретные действия консультанта, направленные на раскрытие личности клиента.
Последовательно этапы консультирования могут выглядеть так:
- знакомство и установление контакта: на данном этапе консультант объясняет сосновые цели консультации, время, оплату, аудио и видео записи
- конкретизация и прояснение запроса составляют основную содержательную часть консультации и занимают около: главная задача данного этапа - формирование консультативных гипотез и их проверка. Основными инструментами консультанта на данном этапе являются техники активного и эмпатического слушания, структурирования беседы (комментирование реплик клиента, подытоживание сказанного, уточняющие вопросы- переходы при смене темы). Важной техникой является осмысление консультантом сказанного - формирование консультативной гипотезы: чем больше их будет, тем проще консультанту будет определить истинный запрос клиента. На этапе формирования консультативных гипотез консультант занимает скорее пассивную позицию, побуждая клиента к рассказу. Для проверки своих гипотез консультант выходит в активную позицию.
- оказание консультативного воздействия - проверка гипотез, может: на данной стадии консультант может применять следующие техники для проверки гипотез: перефразирование сказанного, интерпретации, предоставлению клиенту рефлексивной позиции (посмотреть на ситуацию со стороны), пересказ клиенту его истории, анализ эмоций клиента, акцентирование противоречий в истории клиента или в его эмоциональном опыте, открытая конфронтация с деструктивной позицией или убеждениями клиента, самораскрытие консультанта (своего личного опыта)
- совместная разработка с клиентом способов альтернативного реагирования: особенно важно стимулировать клиента самостоятельно предлагать конструктивные способы поведения и реагирования
- завершение контакта: подведение итогов встречи, обсуждение имеющихся вопросов, обратная связь от клиента, прощание
Данные этапы могут пройти как за одну встречу, так и за несколько. Нередко этап знакомства и конкретизации запроса может занимать целую первую встречу, а то и вторую.
Основные принципы психологического консультирования
К общим принципам консультативной работы можно отнести следующие: уважение клиента и его проблемы, принятие клиента и безоценочное к нему отношение, доброжелательное отношение, ориентация на ценности и нормы клиента, конфиденциальность полученной информации.
Поскольку консультативный процесс - это взаимодействие двух людей, важными принципами данной работы являются соблюдение этических моментов: консультант принимает ответственность перед клиентом за выбранный им метод или подход в работе, консультант осознает границы своей компетентности, консультант открыто информирует клиента о процессе консультирования (о целях работы, времени и оплате, профессиональном опыте специалиста, о возможных рисках в изменении психологического состояния) и границах конфиденциальности (конфиденциальность нарушается в случае угрозы для жизни самого клиента или других людей, а также по запросы соответсвующих органов).
Немаловажным является выделение личностных принципов консультирования, поскольку консультант, а именно его личность, играют важную роль в терапевтической динамике.
Поэтому ключевыми для консультативного процесса являются такие качества личности консультанта, как:
- эмпатия: способность к сопереживанию эмоций клиента, их отражению
- аутентичность: способность быть самим собой в разных ситуациях, не ориентируясь на социальные роли и контекст ситуации
- искренний интерес к людям и их историям
- принятие себя, сформированная идентичность: четкое осознание себя, своей роли, собственных способностей, возможностей и целей, а также зон развития
- открытость к неопределенности
- принятие ответственности за себя, свои решения и жизнь.