Психогенетика — это междисциплинарная сфера знаний, которая стоит на границе между психологией и генетикой. В качестве предмета ее исследования выступают роль и взаимное влияние факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий психологических и психофизиологических признаков.
История развития психогенетики
Начало развития психогенетики было положено в Англии, а ее основоположником стал английский ученый Ф Гальтон. В качестве основателя науки именно он первый начинал осуществлять исследования в сфере изучения индивидуальности.
Гальтон собрал огромное количество материала, разработав измерительные процедуры и методы анализа. Он стал первым, кто поставил вопрос для всего ученого сообщества: «Как и с помощью чего у человека могут появляться индивидуальные особенности?»
Его мысли заинтересовали других исследователей, которые также стали осуществлять исследования и проводить анализ окружающих их людей. Для современных психогенетических исследований характерно то, что они в большей мере акцентируют свое внимание на зависимости итогов тестирования детского интеллекта от качества уровня среды, где обитают дети, и того, насколько качественное образование он получает. Он пытался определить, какой фактор все-таки способен оказывать большее влияние на детское развитие.
Предмет психогенетики
В состав предмета психогенетики входят индивидуальные различия темперамента и интеллектуального развития. Ученых чаще всего интересуют различия между людьми в отдельно взятой семье, они производят сравнение не разных рас, а именно людей.
Предметом исследований в психогенетике является взаимодействие между факторами наследственности и среды в процессе формирования индивидуальных различий. Различия могут создаваться по психофизиологическим и психологическим признакам. В последнее время в область психогенетических исследований было включено и индивидуальное развитие, включая механизм перехода со стадии на стадию, а также индивидуальную траекторию развития.
Психогенетика занимается решением вопроса о происхождении индивидуальности человека, о существовании «первичных», «исходных» особенностей психики людей. Во-первых, они предшествуют приобретаемому опыту, во-вторых, рассматривается возможное влияние генов на динамику психического развития, его индивидуальную траекторию, смену возрастных периодов и др.
Решение перечисленных проблем определяет конкретную научную методологию и оказывается встроенным в общее мировоззрение индивида. Оно имеет большое значение для решения прикладных задач, которое связано с диагностикой и учетом индивидуальных и психологических особенностей ребенка и взрослого. Неверные решения, неправильное понимание экспериментальной информации в психогенетике способно приводить к социально нежелательным последствиям, начиная от игнорирования педагогами индивидуальности учеников и заканчивая расистскими теориями.
Круг проблем психогенетики
Психогенетика решает следующие проблемы:
- Определение значения наследственности и среды в формировании поведенческого и психологического разнообразия в норме;
- Рассмотрение наследственных и средовых причин отклоняющегося поведения и психических заболеваний;
- Определение роли наследственности и среды в развитии человека;
- Исследование факторов среды в формировании человеческого поведения;
- Процесс поиска конкретных генов и их локализации в хромосомах.
Психогенетикой также исследуются аспекты наследования поведенческих признаков и психологических функций в рамках популяций. По определению данная наука рассматривает больше не отдельные индивидуальности, а их разнообразие, то сеть популяционную изменчивость (вариативность, дисперсию) изучаемых признаков.
Психогенетику интересуют вопросы, которые относятся к характеристикам распределения индивидуальных значений в зависимости от изучаемого признака в популяции. Также она рассматривает вопрос влияния генетических или средовых факторов, с помощью которых объясняется наблюдаемая изменчивость.
Психогенетика использует методы современной генетики. В состав основных методов можно включить:
- популяцнонный,
- генеалогический,
- метод близнецов,
- метод приемных детей.
Особенно информативным считается метод близнецов, который дает возможность максимально уравнивать воздействия среды.
Большая часть исследований в психогенетике посвящается тестовым исследованиям межиндивидуальной вариативности высших функций психики, в первую очередь, интеллекта. Сведения, которые получены в психогенетике, говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики существенно определяются с помощью наследственности. Психогенетиками была найдена известная пропорциональность между степенью родства (число общих генов) и сходством показателей тестов, определяющих уровень интеллекта.
По этой причине доказанной стала считаться наследственная обусловленность интеллектуальных человеческих возможностей. Но позже была показана недостаточность использования методов психогенетики для подобных выводов, а также сомнительность тестов интеллекта в качестве способов его диагностики.
В рамках онтогенеза происходит смена механизмов реализации психических функций. Элементарные формы, которые характерны для ранних этапов, могут смениться на высшие, социально опосредованные, реализуемые при ближайшем участии речи.
Факты, которые были получены психогенетиками, дают возможность полагать, что наряду со сменой механизмов происходит перестройка отношения психических функций к генотипу. Так, чем больше роль специфических социальных по происхождению факторов, тем меньше значение генетической изменчивости в процессе формирования индивидуальных психологических особенностей.
В последнее время наиболее активно развиваются две отрасли психогенетики: генетика индивидуального развития и генетическая психофизиология (исследует наследственные и средовые детерминанты активности биоэлектрической мозга).