Жан Пиаже — это знаменитый психолог, который главным образом занимался изучением развития ребенка. Он считается основателем эволюционной психологии и является разработчиком концепции развития морально-этических качеств личности.
Вклад Пиаже в психологию
Один из наиболее важных вкладов Пиаже представлен теорией когнитивного развития. В соответствии с ней ребенок проходит соответствующие этапы развития, включая сенсомоторные, предоперационные, конкретные и формальные операции. В пределах этапов происходит перестройка познания в ходе организации или усвоение новых сведений. Ребенок также приобретает различные способности, что формирует более сложное мышление.
Пиаже был сосредоточен на развитии умственных способностей и мышления. Одновременно с этим он создает развития морально-этических качеств (теорию нравственного развития).
Теория нравственного развития напрямую связана с другой теорией автора — концепцией когнитивного развития. Оценка морали в первой из них производится как оценка системы правил, которым дети способны подчиняться. Их они понимают в большей или меньшей мере, что, как правило, связано с идеей справедливости.
Исследователь считает, что для того, чтобы понимать основы морали и этики, нужно достичь соответствующего уровня развития. Он эквивалентен возрасту 2 лет (дооперационному периоду). Ранее считали, что ребенку не хватает умственных способностей говорить о чем-то нравственном.
С этого времени у человека развивается нравственность, параллельно у него развивается способность к абстрактному мышлению и гипотетически-дедуктивному способу познания.
Таким образом, эволюционный путь морали полностью зависит от развития познавательных способностей. Так, для совершенствования продвижения важна реорганизация и добавление информации в ранее действующие схемы. Это происходит так, что более глубокое и критичное знание может развиваться с учетом того, что заслуживает определенное поведение.
В дополнение к этому для ребенка необходимо взаимодействие со своими сверстниками. Этот процесс представляет собой основной механизм получения информации. Ребенок оставляет в стороне эгоцентричность, которая характерна для первых этапов жизни. Наконец, важным является то, чтобы постепенно (по мере приобретения и освоения навыков и гипотетически-дедуктивного мышления) происходило дистанцирование и приобретение независимости от родителей и их мнения. Это необходимо для определенного развития.
На сегодняшний день теория морально-этического развития Пиаже на практике не применяется. Тем не менее, другие исследования этого автора служили и служат в настоящее время вдохновением и основой для развития многих других. Например, самой известной в этой области можно считать теорию нравственного развития Колберга.
Этапы нравственного развития человека по Пиаже
В концепции морально-этического развития Пиаже предложил существование трех его стадий, которые должны проходить несовершеннолетние лица по мере приобретения жизненного опыта, интеграции все большего количества информации и когнитивных навыков.
К ним относятся:
- Преморальное (взрослое) давление;
- Солидарность между моральным и равным реализмом;
- Автономный моральный релятивизм.
На первой стадии, соответствующей тому уровню развития, который эквивалентен уровню развития ребенка в период от 2 до 6 лет, происходит появление языка. Дети начинают определять собственные намерения, при этом, еще не имея понимания моральной концепции (этики, норм). Модели поведения и ограничения в этой области в полной мере зависят от внешнего навязывания со стороны членов семьи или авторитетной фигуры. При этом правило или моральные нормы не воспринимаются как нечто значимое само по себе.
Солидарность между равным и моральным реализмом как второй этап нравственного развития характерен для возраста 5 – 10 лет. Здесь правила для ребенка кажутся чем-то внешним, но они понимаются как уместные и обязательные (пусть даже часто несколько негибкими).
Нарушение нормы в этом возрасте и на данной стадии рассматривают в качестве нечто совершенно наказуемого. Это предполагает наличие недостатка. Здесь проявляется концепция справедливости и честности, а также потребность во взаимном уважении среди равных.
На стадии солидарности ложь осуждается, при этом наказание за инакомыслие может быть принято без учета возможных смягчающих переменных или намерений. Взрослые считают последствия поведения актуальными. С течением времени правила больше не рассматривают как что-то, что навязано другими (взрослыми людьми). При этом они по-прежнему остаются актуальными и не требуют внешней мотивации.
Стадия автономного морального релятивизма проявляется примерно с 10 лет. Это осуществляется на этапе конкретных операций и даже в начале формальных отношений. В этот период несовершеннолетний человек уже достигает возможности и способности использовать логику в процессе установления связи между информацией и явлениями, которые имеют для него значение.
В возрасте около 12 лет уже появляется возможность оперировать абстрактной информацией, что может привести к постепенному появлению более глубокого понимания ситуаций и важности соответствующих факторов. Здесь важно учитывать основные правила, в первую очередь такие, как намерение.
На последней стадии происходит достижение критической морали. Здесь осознается то, что правила можно интерпретировать. Подросток понимает, что подчинение или неподчинение может зависеть, как от конкретной ситуации, так и от его собственной воли. Пропадает потребность всегда соблюдать норму, но этот вариант поведения полностью зависит от ситуации.
Ребенок на последней стадии уже способен оценить индивидуальную ответственность и соразмерность между действием и наказаниями. Ложь уже больше невозможно воспринимать как нечто негативное само по себе (если только она не связана с предательством).