Понятие личности в современной психологии
Личность – это человек в совокупности его приобретенных социальных качеств.
К личностным качествам человека не относятся его физиологические и генотипические свойства, так как они не связаны с жизнью в обществе и никак от нее не зависят.
Современная психология «вкладывает» в понятие личности только те свойства и качества, которые зависят в первую очередь от индивидуальности человека, круга его общения и взаимодействия, социальной сферы существования.
Таким образом, личность представляет собой отдельного человека, который взят в определенной системе его психических характеристик, социально обусловленных и проявляющихся в конкретных отношениях с иными членами общества.
В структуру личности человека включают:
- темперамент,
- способности,
- волевые качества,
- характер,
- мотивацию,
- эмоции,
- социальные установки.
Основные психологические теории личности
Психодинамический подход – это подход к исследованию личности человека, который был разработан З. Фрейдом.
В соответствии с данным подходом человек представляется в виде существа, которое имеет управляемую динамику и неосознанные влечения, в то время как личность рассматривается как устойчивое «Я» человека, имеющее определенную структуру.
Структура личности по З. Фрейду: «Оно» – «Я» (эго). При этом «Оно» представляет собой вместилище инстинктивных влечений, которые подчиняются принципу удовольствия. «Эго» – это центральная инстанция саморегуляции, которая основана на принципе реальности.
Психодинамический подход З. Фрейда занимает особое место в современной психологии, на основании данного подхода разработаны многие теории, последователями Фрейда.
Поведенческий подход – это подход, основателями которого являются Дж. Уотсон, И. П. Павлов и Б. Скиннер, трактующие личность как совокупность внутренних переживаний и набора поведенческих стереотипов.
В соответствии с поведенческим подходом в природу личности входят такие составные элементы как творчество, воля, достоинства и свобода. Личность понимается как определенный поведенческий репертуар, который соответствует определенному набору жизненных обстоятельств. При этом человеческое поведение представляет собой лишь функцию, являющуюся производной от конкретных социальных условий, в которых живет и развивается человек. Качества самой личности представляют собой набор продуктов социального подкрепления в рамках определенных социальных обстоятельств.
Деятельностный подход – это подход, разработанный в 30-е годы рядом советских ученых (Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым), и отличающийся от поведенческого подхода некоторыми принципиальными моментами.
Основные отличия деятельностного подхода:
- Основой подхода является система мотивов человека, которая представлена в виде иерархии направленностей личности.
- Личность рассматривается как иерархическая система деятельностей человека, при этом важнейшими элементами данной системы являются духовность и социальность человека.
- Особое значение придается способностям человека, так как от них напрямую зависит персонализация индивида, то есть выделение его из группы или социума.
Таким образом, деятельностный подход рассматривает личность как совокупность биологических компонентов человека, его жизненного и практического опыта, а также направленности.
Когнитивный подход – это подход, который в психологии представлен теорией личностных конструкторов (автор Дж. Келли), факторной теорией черт личности (автор Р. Кэттел), факторной теорией личностных типов (автор Г. Айзенк) и некоторыми иными теориями.
В рамках когнитивного подхода личность рассматривается с точки зрения логического размышления о предназначении человека, особенностей картины миры каждого человека и процедуры измерения психических черт личности.
Когнитивная теория личности исходит из того, что личность каждого человека является динамичной сущностью, которая развивается на протяжении всей жизнедеятельности. Основными элементами личности, оказывающими непосредственное влияние на ее развитие, являются:
- Роль – это те социальные роли, которые человек выполняет на протяжении своей жизнедеятельности (сын, отец, учитель и т.д.).
- Набор конструкторов – представляют собой значимые утверждения, которые касаются оснований классификации жизненно важных для человека отношений.
- Конструирование – преобладающие способы по созданию необходимых набором конструкторов.
Таким образом, в рамках когнитивного подхода к пониманию личности, она рассматривается как поведение человека в определенных жизненных условиях, совокупности правил, которым подчиняются люди на протяжении всей своей жизни.
Экзистенционально-трансперсональный (гуманистический подход) – это подход, который представляет собой анализ и понимание личности исходя из того, что в каждом человеке заложена потребность в собственном личностном развитии, раскрытии своего потенциала и способностей, стремление к определенному идеалу.
Основателем гуманистического подхода является Абрахам Маслоу, которым впервые было введено понятие «самоактуализации» личности, используемое для всесторонней характеристики личности человека.
Согласно А. Маслоу, самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами:
- Естественное принятие себя и окружающих людей.
- Непосредственная потребность в уединении.
- Демократичность, независимость, свежесть восприятия, доброжелательность, креативность, способность к интенсивным (пиковым) переживаниям.
Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни.