Понятие и сущность подросткового кризиса
Подростковый кризис – это резкая смена всей системы переживаний подростка, ее содержания и структуры.
Как показывают проведенные психологические исследования, переломным моментом в жизни подростка, характеризующимся развитием подросткового возраста, является период в возрасте 13-ти лет. Период 14-15 лет, является посткризисным, во время него у подростка формируются новые представления об окружающем мире, новые психологические образования. Период от 13-ти до 15-ти лет, отмечается как один из самых сложных в психологическом отношении.
Подростковый кризис переживает каждый подросток, вне зависимости от стараний педагогов и родителей, просто проявляется он в разной степени. Обусловлено это тем, что подросток противопоставляет себя взрослому человеку, в связи с чем, он стремится как можно активнее завоевывать новые позиции. Такое поведения является закономерным и оказывает продуктивное воздействие на формирование личности подростка.
Кризис подросткового возраста проявляется в том, что подросток стремится доказать, что он уже не ребенок. Его основные требования – это предоставление ему свободы (слова, передвижения и т.д.). Именно поэтому он как бы проверяет свои силы, нарушая запреты и раздвигая рамки дозволенного. Такое поведение способствует удовлетворении собственных потребностей, формированию самостоятельности, помогает самоутвердится.
В случае, если подросток ограничен в свободе, то кризис может быть затяжным и продлится до 17-18 лет либо и вовсе «вылиться» в формирование инфантильной жизненной позиции, которая сохранится в молодом и зрелом возрасте.
Фазы кризиса подросткового возраста:
- Негативная (предкритическая) – это фаза, в которой происходит ломка стереотипов и старых привычек.
- Кульминационная – протекает в возрасте 13-ти лет, характеризуется частой сменой настроения, проявления бунтарского поведения и т.д.
- Посткритическая – на этом этапе осуществляется построение новых отношений и структур.
Пути протекания возрастных кризисов:
- Кризис независимости – наиболее распространенная форма, характеризуется упрямством, негативизмом, обесцениванием взрослых, ревностью, протестами и т.д.
- Кризис зависимости – имеет противоположные симптомы, такие как послушание, зависимости от взрослых, регресс в интересах и т.д., то есть подросток стремится остаться маленьким ребенком.
Таким образом, подростковый кризис имеет позитивный смысл, так как только пережив его ребенок становится взрослой личностью, которая познала саму себя, поняла свое место и предназначение в обществе. Для этого важно вовремя оказать подростку всю необходимую психологическую помощь и поддержку.
Подходы к подростковому кризису в концепциях зарубежных психологов
Ядром отечественной и зарубежной психологии подросткового кризиса является концепция С. Холла, в соответствии с которой именно подростковый период в жизни человека является периодом романтизма в развитии личности. Характеризуя подростковый кризис С. Холл, описывал его достаточно противоречивый период, в котором подросток испытывает целую бурю эмоций, при этом очень часто данные эмоции полярные.
Основные характеристики подросткового кризиса: конфликтность, трудновоспитуемость, эмоциональная неустойчивость.
Период кризиса насущен бунтами, конфликтами и стрессами, которые очень глубоко входят в психологию подростка и остаются с ним до конца его дней. Если в этот период не выстроить с подростком адекватных отношений, то можно оказать негативное влияние на формирование у него комплексов, которые будут сопровождать на протяжении всей жизни.
С. Холл, признан во всем мире отцом психологии переходного возраста.
Еще одной, достаточно распространенной концепцией подросткового кризиса является концепция психоанализа, разработанная З. Фрейдом и А. Фрейдом. В соответствии с данной концепцией подростковый период совпадает с генитальной стадией развития. Выражается это в том, что у подростка происходит активное половое созревание, отмечается прилив сексуальной энергии, у которой нет адекватного выхода, в силу возраста подростка, остающегося, по сути, ребенком. Именно эта энергия оказывает влияние на разрушение устоявшегося равновесия между структурами личности и способствует возрождению детских конфликтов с новой силой.
Крупным исследователем в сфере подросткового возраста является Э. Шпрангер, который занимался детальным исследованием подросткового кризиса и его ведущих явлений.
Основной причиной подросткового кризиса Э. Шпрангер называл то, что подросток всеми возможными и доступными ему способами стремится показать, что он уже не ребенок, и занять место в мире взрослых.
Э. Шпрангер выделил три основные типа подросткового кризиса:
- Резкое и бурное кризисное течение, когда подросток как бы переживает новое рождение. Меняется характер подростка, его интересы, круг общения и т.д.
- Плавное приобщение к жизни взрослых, без серьезных сдвигов и изменений в собственной личности.
- Сознательное и активное формирование и самовоспитание самого себя, самостоятельное преодоление собственных кризисов посредством усилия воли.
Э. Шпрангер положил начало исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков, дал психологическое описание эротики и сексуальности.
В своих концепциях Ш. Бюлер акцентировал особое внимание на наличии биологического смысла пубертатного периода.
Пубертатный период – это период созревания подростка, который протекает у девочек в возрасте от 11-ти до 13-ти лет, у мальчиков от 14-ти до 16-ти лет.
Основные черты: повышенная чувствительность, раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, физическое и душевное недомогание, драчливость, капризы, неудовлетворенность собой. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания.
Таким образом, психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, вышеперечисленные исследователи связывали, прежде всего, с процессом полового созревания.