Личность – это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, обусловливающих его действия и поступки, которые обладают значением для общества.
Понятие и структура личности
Личность — это система личностных и социальных ролей индивида, которая включает опыт, привычки, знания. Их он использует, взаимодействуя с окружающими людьми. Личность самостоятельно контролирует собственную жизнь, несет за нее полную ответственность.
Человек является многогранным существом. По этой причине категорию «личность» принято рассматривать с разных позиций. Характеристики личности представлены активностью, устойчивостью и целостностью.
Структура личности представляет собой взаимодействие и взаимосвязь соответствующих компонентов, способностей, качеств характера, эмоций, опыта. На ее развитие оказывает воздействие генетика.
Самым первым уровнем личности считаются половые свойства психики, которые могут быть врожденными и возрастными. На втором уровне находятся следующие составляющие:
- Развитие,
- Память,
- Способности,
- Мышление,
- Восприятие,
- Ощущения.
Данные элементы зависят от врожденных факторов. На третьем уровне располагается индивидуальный опыт, приобретенные знания и навыки, убеждения, умения, привычки. Их формирование и изменение происходит на протяжении всей жизни.
Четвертый уровень представлен областью, в которую включаются идеалы, желания, интересы, взгляды и ценности. Данный уровень может хорошо отражать то общество, в котором происходит рост и развитие человека.
Анализ теорий личности
Дискуссии касательно структуры личности — это споры об особенностях поведения личности, о проявлении ее свойств. Они обусловили потребность в точном определении личностной структуры, что, в свою очередь, предполагает выделение элементов, входящих в ее состав. Исследование свойств каждого из них и особенностей взаимосвязи между элементами, которые образуют структуру как целое — это также основные направления дискуссии.
Анализ современных концепций личности, который провели В. М. Русалов и С. Д. Бирюков, показывает, что для них присуще огромное разнообразие подходов к элементам структуры личности и ее системообразующих факторов. Р. Кэттелл справедливо отмечал, что в психологии никогда не ощущалось недостатка в теориях личности. Все это привело к тому, что небольшие ростки точно сформулированных гипотез легко потерялись в зарослях непроверенных, но грандиозных концепций.
Преодоление данной тенденции потребовало разработки корректной процедуры измерения показателей, которые используются в психологии для описания личности. Сегодня психология личности предусматривает целый арсенал измерительных методов (например, наблюдение, интервью, экспертные оценки, семантический дифференциал, психологические тесты и опросники). Еще один повод для дискуссий в отношении структуры личности представлен определением системы элементов, которые необходимы и достаточны для ее описания.
В исследованиях прикладного характера, которые обращались к проблеме структуры личности, в характеристики по традиции не включали аспекты когнитивных процессов. Данное разделение было недостаточно обосновано и некоторые ученые поставили его под сомнение. На уровне методологии это проявилось в том, что большая часть современных методов диагностики личности не обладает специальными шкалами для оценки уровня развития познавательных способностей личности.
Направления исследования структуры личности в отечественной психологической науке во многом предопределяет одно из положений С. Л. Рубинштейна. Он писал, что в психологическом облике личности необходимо рассматривать несколько сфер или областей черт, которые характеризуют различные аспекты личности.
При всем своем многообразии, различии и противоречии основные характеристики личности при взаимодействии друг с другом в конкретном виде деятельности человека и взаимном проникновении друг в друга, все же смыкаются в реальном единстве личности. По этой причине равно неправильна позиция, для которой единство личности выражено через аморфную целостность, которая превращает ее образ в бесформенную туманность, так и другая позиция, которая противоположна ей. Она рассматривает в личности отдельные черты и тщетно начинает искать «корреляции» между внешним проявлением черт.
Подходы ученых к определению структуры личности
Дискуссии на тему структуры личности вели также А. Г. Ковалев, Б. Г. Ананьев и B. C. Мерлин. Ананьев собственный подход к исследованию структуры личности определял тем, что единичный человек в качестве индивидуальности может быть понят только при единстве и взаимосвязи свойств личности и субъекта деятельности. В их структуре происходит функционирование природных свойств человека в качестве индивида.
Базовые характеристики личности, которые формируют ее структуру, Ананьев описал с помощью нескольких характеристик:
- Возрастно-половые свойства;
- Индивидуально-типические свойства.
Мерлин развивал теорию интегральной индивидуальности, выделяя при этом несколько ее систем и подсистем. Система индивидуальных свойств включает по его мнению общесоматические, биохимические свойства нервной системы. Индивидуальные психические свойства состоят из психодинамических (свойств темперамента) и психических свойств личности.
Мерлин был убежден, что структура личности не характеризуется в качестве системы, которая складывается из разных групп психических свойств (например, темперамента, характера и способностей). Свойства темперамента, по его мнению, вообще не могут считаться свойствами личности. Направленности, характер и способности же становятся не разными «подсистемами», а различными функциями одинаковых свойств личности.