Основные подходы к исследованию индивидуальности в психологии
В психологии личности выделяют два основных направления для работы с личностными структурами и системами: это описательная и объяснительная психология. Такое разделение еще в 19 веке определил В. Дильтей.
Основное их различие заключается в следующем: объяснительная психология работает в русле естественно-научного направления, она накапливает базу данных различных случаев, производит анализ и обобщения с целью выявления общих закономерностей и выделения законов. В таком русле реализуется номотетический подход в психологии, ориентированный на выделение общих типологий и личностных классификаций, унифицирующий личностные проявления и особенности.
Описательная же психология, по мнению В. Дильтея, руководствуется не обобщением и классификацией, а таким методом как понимание и переживание: в ее основе лежит описание переживаний человека в соотнесении с тем социально-культурным фоном, который его сейчас окружает. В таком направлении реализуется идеографический подход, ориентированный на исследование конкретных случаев, выявление редких черт, выбивающихся из массива, описание уникальности и своеобразия.
Примирил два этих, казалось бы, противоположных направления В. Штерн, создатель дифференциальной психологии, который отметил, что номотетический подход создает базу для реализации идеографического подхода: для того, чтобы исследовать людей по какой-то черте, эту черту нужно выделить, чему и способствует номотетический подход. В том числе, при составлении психологических портретов и профилей, исследователь пользуется такими методами номотетического подхода, как анализ и обобщение, выявление закономерностей.
Однако несмотря на этот акцент, в психологии большим спросом пользовался номотетический подход, подаривший множество типологий и классификаций. Позднее, уже в 20 веке, появилось еще одно направление исследования личности и ее индивидуальности, ставшее ответом на такую центрацию номотетических исследований - появился феноменологический подход, основателем которого считается А. Маслоу, развивавший свою концепцию самоактуализации и необходимости исследования уникальных свойств личности, ведущих к ней. Феноменологическая парадигма в психологии отличается тем, что пространство респондента остается нетронутым, субъективным феноменом.
Номотетический подход
Для номотетического подхода исходная предпосылка исследований строится на следующем утверждении: индивидуальность человека является следствием разного уровня выраженности черт, но сами черты у всех людей одинаковы.
В рамках данного подхода исследователи формируют типологии и классификации, основываясь на методах научного исследования: эксперимент, наблюдение, беседа, психодиагностика.
С точки зрения построения эксперимента в рамках номотетического подхода широко используются сочетания лонгитюдного и сравнительного методов, в рамках которых используются 3 основных параметра для исследования: возрастные различия (которые произошли у самого индивида с течением эксперимента), когортные различия (различия между поколениями), ситуационные различия (различия между сериями экспериментов).
Анализ различий проводится на 3-х уровнях:
- репрезентативная выборка - так. которая в больше степени отражает состав популяции. Позволяет определить широту индивидуальных различий по исследуемой характеристике, ее изменениях, а также возрастной изменчивости.
- группа: дает возможность более отчётливо увидеть динамику развития, скорость развития и время протекания психических процессов, а также структуру связей психологических характеристик
- индивидуально - построение кривых развития у конкретного индивида, описательный и статистический анализ психологических показателей.
Идиографический подход
Основными формами исследования индивидуальности в русле качественного подхода являются: исследование профилей личностных черт, биографический метод, феноменологический метод.
- Составление личностных профилей идет от В. Штерна и его идеи психограмм: основная суть строится на исследовании индивидуальной структуры личностных черт, сопоставление индивидуальных и групповых профилей, отслеживание возрастных изменений. Психологические профили формируются в результате соотношения результатов по дискретным субтестам, отражающим конкретные психологические характеристики. Таким образом, получается исследовать личностные особенности более целостно, а не говорить о результатах по конкретным тестам. Яркими представителями такого метода является: многофакторный опросник Р. Кеттелла, миннесотский многоаспектный личностный опросник, шкала интеллекта Д. Векслера.
- Биографический метод - это метод, в рамках которого производится анализ жизненного пути личности, его поворотных точек, кризисов. Объектами анализа являются автобиографии, письма, записи и истории близких людей. Биографические анализ может быть разных видов: ретроспективный (анализ индивидуального жизненного пути на основании биографических документов), лонгитюдный (непосредственное исследование жизненного пути человека в рамках исследования), каузометрический (раскрывает причинно-следственные связи на основании субъективных оценок самого респондента).
- Обобщение документальных материалов - метод, строящийся на анализе жизненного пути человека, значимых событий его жизни, однако, в отличие от биографического анализа, здесь рассматривается не отдельная личность, а срез некоторой группы людей, выбранных по определенному критерию схожести.
- Этологическое исследование - метод, введенный Лазурским, основная суть которого состоит в наблюдении за поведением человека в естественной ситуации. Сперва устанавливается гипотеза о какой-то психологической характеристике, под которую составляется пул поведенческих реакций, отражающих проявление исследуемой психологической характеристики, и эти характеристики фиксируются с поправкой на индивидуальную вариативность проявления данной характеристики.
- Феноменология личности определяется с помощью интервью, нарративных техник (Я-истории), автобиографических текстов. С точки зрения психодиагностики, используются самоопросники и опросники самооценки каких-то параметров.