Культурный синдром: понятие, основные особенности и типы
Культурный синдром - это понятие кросс-культурной психологии, введенное американским психологом Г. Триандисом, суть которого сводится к тому, что у каждой культурной группы существует свой уникальный набор ценностей, убеждений, установок, норм и стереотипов поведения, которыми эта группа отличается от других культурных групп.
Автор термина выделяет 4 основных культурных индикатора, которые, по его мнению, являются определяющими в изучении влияния субъективных факторов на поведение человека:
- сложность,
- индивидуальность,
- коллективизм,
- жестокость.
Опираясь на эти культурные индикаторы, Г. Триандис выделил следующие типы культурных синдромов: «простота – сложность», «индивидуализм – коллективизм» и «открытость – закрытость»
Первый тип культурного синдрома “простота-сложность” характеризуется, по мнению Г. Триандиса отношение людей ко времени: в сложных культурах люди относятся ко времени очень внимательно, очень ценят его. К пример, в западном обществе люди воспринимают время линейно (от прошлого к будущему), для восточных же культур характерно цикличное и непрерывное восприятие времени.
Кроме этого, в простых культурах ролевые требования довольно размыты и плохо дифференцированы. В то время как в сложных культурах существуют четкие и оформленные ролевые предписания.
Также простые и сложные культуры отличаются по степени полезависимости-поленезависимости: более простые культуры подвержены сильному влиянию окружающей среды, а в сложных культурах развита способность выделения частных объектов из общего массива.
Отношение к критике также различается в двух типах культур: в простых культурах отношение к ней враждебное, она воспринимается как критика человека в целом, а в сложных же культурах приветствуется.
Интересные различия наблюдаются относительно вербального и невербального общения: в простых культурах большее доверие проявляется к невербальным характеристикам общения (мимика, жесты), а в сложных - к вербальному.
К простым культурам относят культуры Африки, Латинской Америки, Ирана, а к сложным – культуры США, Японии; к средним относятся культуры Греции и Италии.
Культурный синдром «индивидуализм – коллективизм»
Данный культурный синдром рассматривается в качестве главного измерения культурных различий. Главный отличительной чертой является приоритет индивидуальных или групповых целей: для индивидуалистических культур главное - это права, свободы и обязанности отдельной личности, в коллективистских же культурах - права, свободы и обязанности группы людей (коллектива).
В индивидуалистских культурах развито стремление к самореализации личности, ее способностей и возможностей. В коллективистских же культурах не принято преследовать индивидуальные цели: самореализация доступна только через групповые цели. В силу таких особенностей в индивидуалистических культурах преобладает мотивация достижения, а в коллективистских - мотивация принадлежности к группе.
В индивидуалистических культурах женщины имеют равные права и социальный статус, что и мужчины, в то время как для коллективистских стран характерно различие в статусе и правах между мужчинами и женщинами.
В индивидуалистических культурах люди имеют одинаковую шкалу оценки членов ингруппы и аутгруппы, для них в целом ингруппа не имеет сильного влияния и значения жизни, поскольку личностная Я-идентичность гораздо более значима, чем групповая Мы-идентичность. Для коллективистских же культур имеется разная система оценивания членов своей группы (ингруппы) и аутгруппы: как правило работает такой феномен как ингрупповой фаворитизм, поскольку ингруппа для коллективистских культур имеет определяющее значение.
В силу этих особенностей в индивидуалистических странах человек может являться членом нескольких социальных групп, а в коллективистских это не принято.
Как пишет Г. Триандис, к коллективистским культурам относятся Китай, Корея, Япония, Тайвань, Индонезия, Индия, страны Ближнего Востока. К странам с индивидуалистической культурой относятся: США, Австралия, Великобритания, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Скандинавские страны, Бельгия, Дания, Франция, Северная Италия, Ирландия, Германия.
К культурам смешанного типа, в которых наблюдаются черты как коллективистских, так и индивидуалистических культур, принадлежат Россия, страны Латинской Америки, а также некоторые культуры стран Южной Европы – Греция, Южная Италия, Испания, Португалия.
Культурный синдром «открытость – закрытость» и развитие концепции Г. Триандиса
Культурный синдром «жестокость – рыхлость» («открытость – закрытость») - это степень открытости отношения людей к групповым нормам. В рыхлых или открытых культурах допускается несоответствие поведения человека групповым нормам, что в жестких или закрытых культурах недопустимо и наказуемо.
Основой для формирования закрытости или открытости культуры является ее культурная однородность (гомогенность) или разнородность (гетерогенность): чем более культура гомогенна, тем более она закрыта.
В силу этого, в открытых культурах развита терпимость к отклонению индивида от групповых норм, а закрытые культуры отличаются нетерпимостью. Такие особенности провоцируют компенсацию ненормативного поведения (в искусстве, фантазиях, юморе и т. д.), в которых же культурах это не требуется.
Культуры закрытого типа отличаются повышенной выраженностью чувств тревоги и угрозы из-за страха несоответствия групповым нормам. Поэтому в данных культурах более значимым и ценным является предсказуемость поведения, стабильность, определенность. В то время как открытые культуры характеризуются большей свободой и неопределенностью в поведении людей.
К очень закрытым относятся культуры Японии и Греции, к открытым – Гонконга и Таиланда
Итак, Г. Триандис выделил 3 выше обозначенных культурных синдрома, однако нидерландский социолог Г. Хофстеде творчески и с энтузиазмом подошел к развитию данной концепции, добавив в нее еще 3 культурных синдрома:
- избегание неопределенности: данный синдром характеризуется степенью толерантности к неопределенности, свободы в выражении своих чувств и переживаний, склонности к консервативному или радикальному поведению, стремлением к групповой принадлежности и потребности в нормах и правилах;
- дистанция власти: данный синдром определяется в степени значимости власти в жизни общества, доверия к системе власти, стилем управления (авторитаризм-демократия), степени легитимации власти в обществе;
- фемининность – маскулинность: данный синдром определяется степенью дифференциации гендерных ролей и предписаний, различных типах мотивации (аффилиация и достижение), характером удовлетворенности от жизни и работы (источник удовлетворения сотрудничеств и процесс работы или признание, и победа в конкурентной среде).