Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Возрастная периодизация нервно-психических нарушений у детей

Все предметы / Психология / Возрастная периодизация нервно-психических нарушений у детей
Определение 1

Возрастная периодизация — это выделение отдельных этапов развития человека. Они разнятся по продолжительности и классифицируются в зависимости от морфофизиологических признаков, условий существования, вариантов получения энергии и информации из внешнего мира.

Проблема возрастной периодизации

Возраст рассматривается в психологии одновременно в качестве абсолютного и количественного понятия (например, календарный возраст, время жизни от рождения или от зачатия ребенка). Также его определяют как стадию психического или физиологического развития (так называемый условный возраст). Условный возраст характеризуется степенью развития, текущей стадией в ходе развития. Данный показатель зависит от принятой системы периодизации или категорий разграничений стадий развития.

Возрастная периодизация представляет собой разделение жизненного цикла индивида на возрастные категории. Возрастная периодизация менялась со временем. Она считается культурно-зависимой и может определяться посредством разных подходов к формированию возрастных рамок.

Как указывают ученые, чтобы разобраться в содержании категории возраста, в первую очередь важно разделить основные системы отсчета, где наука производит описание человеческого возраста. Вне связи с ним возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первая система отсчета представлена индивидуальным развитием или онтогенезом. Данный цикл в виде системы отсчета способен задавать единицы деления в качестве «стадий развития», «возрастов жизни». Он заостряет внимание на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета включает социальные процессы и социальную структуру общества, связанные с возрастом. Данная система отсчета предназначена для задания таких единиц деления, как «возрастные страты», группы, поколения. Одно из задаваемых ею направлений исследований представлено когортными различиями.

Готовые работы на аналогичную тему

Третья система отсчета состоит в представлениях о возрасте в культуре. Она рассматривает то, каким образом происходит восприятие возрастных изменений и свойств представителями социальных, экономических и этнических групп. Важное направление, задаваемое ею в исследованиях, — это возрастные стереотипы («возрастные обряды»).

Уровни нервно-психических нарушений

Возникновение нервно-психических нарушений напрямую связано с онтогенетическим уровнем реагирования на соответствующие вредные факторы. Эти симптомы, как правило, более специфичны для возраста, чем для самих нарушений. Их можно наблюдать при возникновении самой разнообразной патологии, включая клинику органических поражений мозга, раннюю детскую шизофрению, невротические состояния и т.д.

В. В. Ковалев дифференцировал возрастные уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте. Они проявляются в качестве ответа на соответствующие вредности следующим образом:

  • Соматовегетативный уровень (с 0 до 3 лет);
  • Психомоторный уровень (с 4 до 10 лет);
  • Аффективный уровень (с 7 до 12 лет);
  • Эмоционально-идеаторный уровень (с 12 до 16 лет).

Каждому уровню присущи преимущественные «возрастные» симптомы. Для первого из них характерна повышенная общая и вегетативная возбудимость. Здесь наблюдается нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства. Этот уровень реагирования становится ведущим на раннем возрастном этапе по причине его достаточной зрелости.

На психомоторном уровне реагирования проявляются гипердинамические расстройства, имеющие различный генез: психомоторная возбудимость, тики, заикание. Этот уровень связан с наиболее интенсивной дифференциацией, присущей для корковых отделов двигательного анализатора.

На аффективном уровне реагирования появляются синдромы и симптомы страха, повышенная аффективная возбудимость, включающая явления негативизма и агрессии. В случае этиологического полиморфизма таких расстройств на этой возрастной стадии все же существенно растет уровень психогений.

Эмоционально-идеаторный уровень реагирования, который характерен для пре- и особенно пубертатном возраста, проявляется через так называемые «патологические реакции пубертатного возраста». С одной стороны, они состоят в сверхценных увлечениях и интересах (например, «синдроме философической интоксикации»), с другой включают сверхценные ипохондрические идеи (мнимое уродство, дисморфофобия или нервная анорексия). Также он отражается с помощью психогенных проявлений или реакций (например, протест, оппозиция, эмансипация).

Особенности периодизации нарушений

Преимущественная симптоматика на каждом возрастном уровне нервно-психических нарушений не исключает проявления симптомов предыдущих уровней. Тем не менее, они занимают периферическое место в картине дизонтогении. Преобладающие патологические формы реагирования, которые свойственны для более младшего возраста, показывают явления задержки психического развития.

При всем большом значении выделения отдельных уровней нервно-психического реагирования (возрастной периодизации), включая последовательность их смены в онтогенезе, важно учесть известную условность этой периодизации. Это связано с тем, что соответствующие проявления нервно-психического реагирования способны не только сменять и отодвигать друг друга, но на разных стадиях и сосуществовать в новых качествах. Тем самым они формируют новые типы клинико-психологической структуры нарушений.

К примеру, значение соматовегетативных нарушений велико не только на этапе с рождения и до 3 лет при интенсивном развитии данной системы, но и в подростковом возрасте. Именно тогда представленная система начинает претерпевать массивные изменения.

Многие патологические новообразования пубертатного возраста (идеаторно-эмоциональный уровень) связаны и с растормаживанием влечений. Их основа представлена дисфункцией эндокринно-вегетативной системы. В дальнейшем психомоторные расстройства начинают играть большую роль в дизонтогенезе самого раннего возраста (например, при нарушении развития статических, локомоторных функций).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис