Недостатки речи – это различной этиологии отклонения от нормального формирования языковых средств общения.
Особенности психологической помощи людям с недостатками речи
Недостаточность в сфере речевых и коммуникативных способностей способна поставить ребенка с речевой патологией в особенную ситуацию в рамках социума. Она может вызвать у человека психологическую травму, провоцирующую возникновение какого-либо невротического расстройства. . Психологическая помощь предполагает оптимизацию подходов не только к процессу выбора методов коррекции при наличии речевых патологий, но и имеет цель выделить психологическую составляющую в логопедической работе. Последняя способна обеспечивать гармонизацию личностного развития того ребенка, который имеет расстройство речи, что ведет к дальнейшей нормальной социализации.
Организационно-методические аспекты коррекционной работы имеют социальное значение как при оказании специальной логопедической помощи детям, так и в случае реабилитации взрослого больного с определенной речевой патологией (например, афазия, заикание). Подобная ситуация обусловливаетактуальность вопроса формирования системы психолого-педагогической помощи детям и взрослым с недостатками речи.
Оказание высокоэффективной психологической помощи лицам с недостатками и расстройствами речи, которая активизирует их социальную адаптацию, является основной задачей нового направления специальной психологии - логопсихологии.
Логопсихология – это отрасль специальной психологии, направленная на исследование психологических особенностей лиц с недостатками речи и разработку психологических технологий комплексной коррекционной работы с такими людьми с целью устранения речевых, коммуникативных, когнитивных, эмоциональных и личностных нарушений.
Если взять за основу задачи логопсихологии, то психологическая помощь должна рассматриваться как система специальных коррекционных воздействий психологического характера в структуре общих организационно-методических мероприятий по преодолению нарушений речи.
Цель психологической помощи заключается в гармонизация развития личности человека, у которого были обнаружены недостатки речи. В ее процессе нормализуются социальные контакты с окружающими людьми.
Задачи психологической помощи:
- Сформировать личностно-коммуникативные характеристики, которые будут способствовать социальной адаптации человека с недостатками речи;
- Преодолеть недостатки в развитии психических функций, которые создают препятствия полноценному коммуникативному процессу;
- Сформировать навык адекватного межличностного общения в семьях и социальном окружении.
Система психологической помощи должна включать два базовых аспекта: организационный и содержательный. Первый из них способен отражать формы организации психологической помощи на уровне профильного учреждения и в структуре психокоррекционных процессах.
Содержательный аспект можно характеризовать с позиции отношения к психологической помощи как к воздействию, которое обладает корригирующей направленностью. Он используется на основе специальных психологических коррекционных технологий.
Организация помощи лицам с недостатками речи
Система организационно-логопедической помощи взрослым людям с недостатками речи в нашей стране включает учреждения различного вида. Это могут быть стационары (неврологическое отделение при больнице); полустационары (кабинеты трудотерапии); амбулатории (кабинеты, действующие при районных городских поликлиниках).
Ведущим учреждением системы здравоохранения в области работы с взрослыми людьми является Федеральный центр патологии речи и нейрореабилитации, находящийся в Москве. Сегодня организация подобных центров предусмотрена также в ряде областных центров РФ.
Процесс разработки научно обоснованной системы психолого-педагогической помощи людям с недостатками речи, и ее адаптацию к разным типам логопедических учреждений, — актуальная задача современной логопсихологии.
Методы и приемы работы
Методы психодиагностики представляют собой средства и способы, посредством которых добываются психологические факты, способные характеризовать аспекты той или иной стороны психики.
Существует две группы методов: основные и дополнительные. Первые из них дают возможность провести квалификацию состояния психики и включают наблюдение и эксперимент. Дополнительные методы способны расширить и углубить представления о человеке.
Метод наблюдения может быть представлен пассивным (свободным) наблюдением. В этом случае исследователь не вмешивается в деятельность человека. Здесь происходит активное (включенное) наблюдение. При естественном психолого-педагогическом эксперименте преднамеренное вмешательство в деятельность человека соединяется с исследованием его психических функций и личности в общем.
Метод наблюдения имеет особенную актуальность в ходе изучения игровой деятельности, общения и работоспособности детей.
В ходе эксперимента необходимо определить несколько стадий:
- Введение в ситуацию эксперимента;
- Сообщение состава задания, включая инструкцию;
- Проведение оценки результатов деятельности;
- Наблюдение за действиями человека при выполнении задания, в том числе оказание ему дозированной помощи;
- Обследование, имеющее индивидуальную направленность и личностную ориентацию.
Также на практике часто используется метод беседы, он может применятся в форме свободной беседы (не подчинена логике, но фиксирует основные факты), частично структурированного интервью и структурированного интервью.
Помимо того, отдельно следует рассмотреть приемы психокоррекции, которые применяет учитель-логопед, к ним относятся: игровая психокоррекция (развивает когнитивную, эмоциональную и социальную сферу), арт-терапия и музыкотерапия (стимулируют общение), кинезитерапия (тренирует ручную и общую моторику).