Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это специфические стойкие отклонения в формировании элементов речевой системы. Они включают лексический и грамматический строй речи, фонематические процессы, процесс произношения звуков, просодическую организацию звукового потока.
Появление ТНР у детей и их уровни
Тяжелые нарушения речи связаны со становлением психики и негативно влияют на нее. Дети с ТНР обладают бедным речевым запасом, а некоторые из них вообще не говорят. Вне зависимости от наличия возможностей умственного развития, у такого ребенка проявляется, как правило, вторичное отставание психики. Это часто становится поводом для отношения к таким людям как к неполноценным в интеллектуальном отношении. Такое впечатление может усугубляться ввиду их отставания в овладении грамотой, усвоении азов арифметики.
Дефекты речи у взрослых и детей можно разделить на две группы. Первая из них включает фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. Во вторую группу входят проблемы с заиканием.
Для ТНР характерно общее недоразвитие речи. Оно заключается в нарушении формирования всех аспектов речи (звуковая, лексико-грамматическая, семантическая), наступающих при разных сложных речевых расстройствах у людей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Проявление ОНР зависит от степени формирования компонентов речевой системы. Они варьируют от полного отсутствия общей употребительной речи до использования связной речи с остаточными составляющими фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Недостатки в речи, в том числе ТНР, выявляются в процессе специальных логопедических обследований. Если учесть степень ОНР, то можно определить четыре уровня речевого развития:
- Первый уровень («безречевые дети», у которых полностью отсутствует общеупотребительная речь);
- Второй уровень (присутствуют начальные составляющие общей употребительной речи, которая характеризуется бедностью словарного запаса);
- Третий уровень (наличие развернутой фразовой речи, но недоразвитие ее звуковой и смысловой стороны);
- Четвертый уровень (присутствие остаточных пробелов в развитии фонетической, фонематической и лексико-грамматической стороны).
Психологическая помощь детям и взрослым с ТНР предполагает коррекцию таких нарушений. Для нее характерно развитие понимания речи, обогащение словарного запаса, развитие фразовой речи, улучшение грамматического строя языка, работа над полноценным произношением звуков и т. д
Коррекция ОНР и ТНР у детей и взрослых
Психологическая работа с детьми и взрослыми с ТНР должны быть построена дифференцированно и предполагает учет уровня речевого развития. Например, в качестве основных направлений при ОНР первого уровня выступает развитие понимания обращений, активизация самостоятельности в речевой активности ребенка и неречевых процессов (внимание, память, мышление). В процессе обучения детей с ОНР 1 уровня не нужно ставить задачу правильного фонетического оформления высказывания. Специалисты здесь должны обратить внимание, в первую очередь, на грамматическую сторону речи.
В случае ОНР 2 уровня специалисты проводят работу над развитием речевой активности и понимания речи. Здесь обращается внимание на лексико-грамматические средства языка, фразовую речь, уточнение звукопроизношения, вызов отсутствующих звуков.
При оказании помощи людям с ОНР 3 уровня проводят развитие связной речи, совершенствуют лексико-грамматическую сторону речи, закрепляют правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. На этой стадии необходимо уделить внимание подготовке ребенка к усвоению грамоты.
Цель коррекции при ОНР 4 уровня представлена достижением ребенком возрастной нормы устной речи, которая требуется для успешного обучения в школе. Для этой цели совершенствуются и закрепляются произносительные умения, фонематические процессы, лексическая и грамматическая сторона речи, развернутость фразовой речи. Специалисты работают над развитием графо-моторных навыков и первичных навыков чтения и письма.
Диагностика и коррекция ТНР у взрослых и детей
Перед оказанием психологической помощи детям и взрослым с ТНР необходимо диагностировать такие нарушения. Это производят с помощью следующих шагов:
- МРТ головного мозга и сосудов,
- Обследования у логопеда и дефектолога,
- Посещение невролога,
- Визит к ЛОР-врачу.
Комплексный подход дает возможность осуществить точную дифференциацию и сформировать план терапии.
У детей дефекты произношения, как правило, закладываются в перинатальном периоде, у взрослых людей они проявляются после инсульта, бесконтрольного приема лекарств или одного из необратимых дегенеративных процессов в головном мозге. По этой причине при жалобе на внезапное нарушение речи людей в любом случае необходимо отправлять на тщательное обследование.
Выбор схемы психологической помощи предопределятся основным заболеванием, а также возрастом пациента. Если нарушения речи вызываются острым состоянием (например, инсультом), то пациенту необходимо оказать неотложную скорую помощь.
Помощь должна заключаться в выполнении логопедических заданий, применении физиотерапевтических методов, массажа и приема лекарств. В этом случае может быть необходима пластика челюстно-лицевого отдела и специальная гимнастика, а также сеансы психотерапии.
В течение прохождения курса лечения необходимо исключить внешние раздражители. По возможности больной человек не должен оставаться один в незнакомых местах. Если обнаружены проблемы с голосовыми связками, то пациенту нужно обеспечить щадящий режим.
Для каждого типа коммуникативного расстройства требуется особый подход в зависимости от его проявления. Например, при дизартрии с людьми лучше общаться в письменной форме и, используя жесты. С таким человеком важно применять максимально простую и медленную устную речь.
Психологическая коррекционная работа может быть продолжена в домашней обстановке. Она помогает устранить дефекты речи, используя упражнения, которые назначены врачом. Здесь нужно отдать предпочтение общению с собеседниками, а не просмотру телевизионных программ.