Основные положения семейной психотерапии
Огаст Напир является одним из представителей семейной психотерапии, основанной на непосредственном опыта здесь и сейчас. Он вместе с К. Уитакером является одной из наиболее ярких фигур семейной психотерапии, основанной на опыте.
Здоровая семья, по мнению автором, это та семья, в которой есть баланс между единством и индивидуализацией, что создает возможности для развития подгрупп, объединений, а также свободной и плавной перегруппировки.
Индивидуализация - это личностный рост каждого из членов семьи, который позволяет очень мобильно реализовывать различные внутрисемейные роли, не обходя стороной роли, предписанные культурой, религиозными убеждениями, возрастно-половыми особенностями и т. д.
О. Напир совместно с К. Уитакером рассуждает о позиции и взглядах психотерапевта на семейную психотерапию:
- Важным и определяющим вопросом для специалиста является следующий: во время психотерапии специалист просто выполняет свою работу или же занимается становлением себя как личности? Авторы отмечают, что личностная вовлеченность необходима в процессе работы: и дело не только и не столько в техниках и профессиональной «натасканности». Профессионализм определяет стремление к развитию.
- Каждый психотерапевт решает для себя сам – занимается ли он облегчением симптомов или же работает на развитие семьи по возможным направлениям.
- Для каждого психотерапевта также важным является вопрос относительно интимных отношений с семьей: специалист должен сам для себя определить, открыт ли он для личного общения с семьей, или же находится вне семьи как сторонний наблюдатель
- Разделение образа и личности психотерапевта: здоровая личность специалиста - один из главных инструментов психотерапевтической работы. Психотерапевту важно осознать, что ключевую роль в работе будет играть личность терапевта, а не образ, который он хочет создать, или который формируется у клиента.
Модель семьи-команды
В процессе психотерапии семья как команда гораздо более продуктивна, чем отдельный изолированный психотерапевт. Эта идея может быть хорошо описана метафорой родительства: в семье воспитательную роль осуществляют родители, но порой бывает, что этим занимается только один родитель. И в такой же ситуации оказывается психотерапевт, когда берется «лечить» семью.
На первых порах специалист может быть дистанцированным, однако по мере сближения он становится все более вовлеченным в эмоциональные процессы внутри семьи, что ставит его в уязвимую позицию, открытую для манипуляций со стороны членов семьи. Этот эффект особенно ярко проявляется на молодых специалистах.
В такой ситуации команда супругов, даже находящаяся в ситуации стресса, гораздо более эффективна и продуктивна, чем изолированные друг от друга личности.
О. Напир и К. Уитакер подчеркивают, что в межличностном взаимодействии семьи и психотерапевта сложно выделить четкую дистанцию, скорее, она должна быть свободной для входа и выхода в рамках терапевтического союза, что закладывает внутри семьи модель свободных партнерских отношений.
Относительно самого процесса терапевтической работы с семьей как с командой, О. Напир и К. Уитакер пишут, что позиция над клиентом - это наиболее деструктивная из позиций. Авторы подчеркивают, что наиболее эффективной позицией является та, в которой терапевт не пытается напрямую помочь семье, а выделяет ей свободное пространство для самопроявлений. И это самое полезное, что происходит для членов семьи.
Ход работы с семьей О. Напир и К. Уитакер описывают следующим образом:
- первый этап - это работа с конструктивной тревогой каждого из членов семьи,
- второй этап - реконструктивное вмешательство во внутрипсихические процессы (воздействие на аффективный уровень),
- третий этап - прояснение взаимоотношений между супругами.
Авторы отмечают, что целесообразно переключаться на индивидуальную психотерапию, когда семейная претерпела неудачу или была прервана.
Таким образом, семейная психотерапия - это отношения не просто личность - личность, а отношения личность - команда.
Процесс психотерапии
О. Напир и К. Уитакер считают, что в семейной психотерапии нет возможности использовать только альтруистические намерения и инструменты, психотерапевт должен уметь брать власть в своих взаимоотношениях с семьей, должен быть подготовлен к манипуляциям, чтобы двигать семью по пути ее роста и развития.
Процесс и этапность психотерапии авторы описывают следующим образом:
- начальная фаза: она начинается с телефонного звонка, первого поверхностного интервью. Ее основная цель - выявление целого, понимание процессов, происходящих внутри семейной системы в целом, а не на уровне отдельного члена семьи, который является «козлом отпущения» для целостной проблемы. На этом этапе важно выявить семейные подгруппы, узнать все, что касается семейной структуры. Главной проблемой данного этапа является сопротивление членов семьи к целостности, желание сохранить позицию «козла отпущения». Это выражается в смешении границ между членами семьи (дети становятся детьми для родителей), возникает желание расщепить двух терапевтов, идет битва за структуру работы. Терапевту важно на данном этапе показать, что он решает, как будет проходить сессия, кто будет присутствовать и т. д. Кроме этого, на начальной фазе важно распределить инициативы и ответственность между членами семьи и терапевтом: специалистов ставит структуру, но семья-клиент берет на себя инициативу и ответственность. Порой семья уходит в «выздоровление», хотя это может быть тем же сопротивлением к дальнейшей работе;
- средняя фаза: это этап развития и объединения семьи как команды и развития культуры психотерапевтической работы. Главная цель данного этапа - самопроявление психотерапевта по отношению к семье, что делает его живым и искренним, и семья объединяется с терапевтом, но в то же время ощущает, что не потеряла своей автономии. На данном этапе применяются основные техники. Основная проблема данного этапа - быть поглощенным семьей, что ведет к дисфункциональности и терапевта и самой семьи вследствие их слияния. Еще одной проблемой является дистанцированность терапевта от семьи-пациента. Обратной стороной этой фазы является ригидность семейной команды - ее не толкает к изменениям ее собственная динамика;
- фаза завершения: семья движется в направлении устойчивых изменений, межличностные связи становятся гибкими, открытыми, искренними. Так или иначе, вся семья становится психотерапевтическим союзом: это проявляется в том, что семья как бы уходит из объятий с терапевтом, в ходе сессии они их даже не замечают.
- фаза расставания с психотерапевтом - эта фаза характеризуется тревогой расставания. Терапевту важно здесь говорить о собственных чувствах, связанных с этим процессом. Важно находится в позиции взрослый-взрослый, иначе отвержение в позиции родитель-ребенок создаст обратный эффект отвержения всех ценностей терапевта. Если терапевт чувствует, что еще не время заканчивать терапию, или он чувствует его неконструктивные последствия, ему важно проявить себя и предложить возможные варианты: отказаться от дальнейших сессий, предложить многосемейную сессию, собрать расширенную семью, не позволять отдельным членами семьи заканчивать терапию, высказать свои опасения относительно зависимости от терапевта.