Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Оценка и самооценка в школе

Самооценка и её формирование

Определение 1

Самооценка – это оценка себя, своих возможностей, достижений, качеств и места среди других людей, это показатель отношения человека к самому себе.

Самооценка в школьном возрасте имеет большое значение – если она низкая, ребенок не пытается достичь большего, он не чувствует в себе силы, чтобы что-то изменить. Завышенная самооценка тоже не приводит ни к чему хорошему, потому что ребенок будет чувствовать себя способным на всё повлиять.

Замечание 1

Формирование самооценки происходит с раннего возраста, поэтому в школу малыш приходит с определенным восприятием самого себя.

Адекватная самооценка говорит о том, что ребенок хорошо понимает свои слабые и сильные стороны, он не прячется от проблем, находит себе друзей и не влезает во враждующие компании. Дети с неадекватной самооценкой тянутся друг к другу. Адекватная самооценка позволяет при любых обстоятельствах оставаться самим собой.

В школьные годы самооценка трансформируется под влиянием друзей, сверстников, под влиянием окружающих и результатов успеваемости в школе. Под воздействием данных факторов она продолжает развиваться дальше.

Поле окончания школы в мир выходит человек со сформировавшимся в детские годы определенным самомнением.

Самооценка является сложным психологическим феноменом и у младшего школьника она определяет направленность в поступках, мировосприятии, отношение к людям и к самому себе. Проявляется она в коммуникации и совместной деятельности с окружающими людьми.

При формировании самооценки у ребенка в основу надо положить следующие принципы:

  • четко представлять цель учебной деятельности;
  • знать, какими умениями и навыками ему необходимо владеть в том или ином классе;
  • понимать значение самооценки для того, чтобы учебный процесс становился сознательным и эффективным.
«Оценка и самооценка в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Постепенно ребенок, по мере обучения, становится более критичным и требовательным к самому себе. Свои неуспехи первоклассник может адекватно оценить внешними обстоятельствами и своими способностями. Второклассник плохие отметки начинает воспринимать как результат собственных ошибок

В младшем школьном возрасте ребенок воспринимает оценки как личное отношение учителя к нему и только в более старшем возрасте он начинает относиться к оценке более адекватно.

Самооценка ребенка в среднем школьном возрасте во многом зависит от влияния сверстников, на первый план выходят взаимоотношения с ровесниками, а успешность становится сопутствующим фактором. Ребенок начинает оценивать себя так, как его оценивают окружающие люди, но и родительское влияние на самооценку ребенка ещё сказывается. Психологи рекомендуют в этом возрасте общаться с ребенком, помогать ему, уважительно относиться к его мнению и позиции. Там, где ребенок принимает активное участие в производстве оценки – в выработке её критериев и в применении их к разным конкретным ситуациям, там и начинается самооценка.

Самооценка и оценка в обучении

Оценка показывает степень выполнения учащимися тех задач, которые поставлены перед ними в процессе обучения, качества полученных знаний, сформированных умений и навыков. Оценка применяется в трех направлениях: применительно к учебному процессу, степени готовности к освоению выбранного курса, уровня реально имеющихся знаний.

Научить ребенка умению учиться, значит воспитать у него здоровую самооценку, уверенность в себе, которая будет сочетаться со спокойной самокритичностью. Задача учителя в том, чтобы сделать усилия ребенка, которые он совершает, не ради его оценки или не только ради неё. При сформировавшейся самооценке снижается зависимость от внешней оценки.

Детская самооценка во многом зависит от школьной системы оценочных взаимоотношений, которая нацелена на развитие рефлексивной, дифференцированной, осознанной, устойчивой и адекватной самооценки школьника. Если учитель выполняет основные правила безопасности в обращении с детской самооценкой, то эта система к завершению младшего школьного возраста должна дать положительные результаты. Суть заключается в том, что учитель всегда должен иметь в виду – благополучное развитие детской самооценки может быть только тогда, когда есть прочный фундамент положительной общей самооценки.

Замечание 2

Главным направлением развития самооценки младшего школьника является становление рефлексивной самооценки, т.е. представления о собственных знаниях и незнаниях, возможностях и ограничениях.

Главным центром способности оценивать границы собственных возможностей является учебное действие оценки. При систематически организованной учебной деятельности у младшего школьника в развитии рефлексивной способности оценивать границы собственных возможностей, может произойти качественный скачок.

Целенаправленное формирование учебного действия оценки учит младшего школьника фиксировать трудности и даже анализировать их причины. Например, ребенок не может решить ту или иную задачу и не знает, что ему делать – это запрос образца, вместо этого у него может родиться учебное – я смогу решить эту задачу, если… Далее формируется гипотеза о том знании, которого ему недостает.

Ребенка надо научить знать о своем незнании, понять, чего не хватает для успешного действия, и начать его поиск. С этой целью учитель создает особые учебные ситуации неопределенности.

Рефлексивная самооценка, являясь частью общей педагогической задачи воспитания умения учиться в рамках начальной школы, не может быть полностью решена.

Выпускники начальной школы, которым всего по 10 лет полной оценочной самостоятельности достичь ещё не могут. Поэтому им важна и нужна похвала значимого для них взрослого, которую можно выразить не только словами, но и улыбкой.

Второй причиной неполной оценочной самостоятельности является то, что оценка границ знаний, умений, способностей складывается в более широком контексте учебной самостоятельности – эти навыки формируются уже в средней школе.

Безотметочное оценивание

В основе безотметочного оценивания навыков лежат следующие принципы:

  • Для того чтобы каждое усилие ребенка был оценено отдельно содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована, например, ноль ошибок, как высший балл за диктант;
  • Система оценок должна обладать гибкостью, а не быть привязана только к пяти, десяти, стобалльной шкале, т.е. нужны разные оценочные шкалы, которые бы тонко реагировали на прогресс или регресс в успеваемости, например, 15 и 5 ошибок за диктант, количество ошибок разное, а итоговая отметка будет одна – «двойка»;
  • Оценка учителя является средством взращивания здоровой самооценки ученика, поэтому они должны получить четкие и однозначные критерии оценки и вместе с учителем разработать эти шкалы. Эта «внутренняя» кухня оценивания должна быть открыта для ребенка;
  • Оценочные отношения только в том случае не будут односторонними, если самооценка ребенка будет предшествовать оценке учителя.

Эффективным и безопасным механизмом коррекции завышенных и заниженных самооценок младших школьников, является сравнение двух его собственных самооценок – прогностической, более трудной и ретроспективной.

Прогностическая – это оценка предстоящей работы, которая является точкой роста самой способности к оцениванию самого себя. Только тогда, когда ретроспективная самооценка ребенка осознана, адекватна и дифференцирована, ему можно предложить оценить свои возможности в выполнении предстоящей работы.

Для того, чтобы ученик стал субъектом собственного научения, учебную деятельность надо насытить средствами, которые помогут ученику объективировать, происходящие с ним в процессе обучения, изменения. Данная задача не может быть решена, пока таких средств у ребенка нет.

Дата последнего обновления статьи: 04.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot