Характер – это совокупность стойких индивидуальных особенностей индивида, которая определяет тип его поведения и форму его взаимоотношений с окружающими людьми.
Проблема личности и характера в психологии
Понятие личности — это системообразующее и базисное понятие практически во всех педагогических и психологических дисциплинах. Этот вопрос способен раскрыть представления об основных особенностях личности в качестве психического феномена, что дает систему представлений о зарубежных и отечественных теориях личности.
Проблема личности и сути, а также психологических характеристик считается одной из самых сложных в теоретической психологии. В зарубежных исследованиях каждое психологическое направление предложило собственную концепцию личности. В отечественной психологии одним из ранних представлений о личности являлось «коллекционерское» представление.
Первоначально личность рассматривалась в качестве некоторой емкости, которая принимала на себя черты темперамента, характера и преобладающие потребности. В этом случае личность выступала в виде набора следующих составляющих:
- Качества,
- Свойства,
- Характеристики,
- Особенности.
К концу 70-х гг. прошлого века ориентация на структурный подход к проблеме личности поменялась на тенденцию к использованию системного подхода. А. Н. Леонтьев давал собственное определение личности, которое позже становится базовым для работы с этим понятием в рамках системного подхода.
Личность по Леонтьеву представляет собой особое качество, приобретаемое индивидом в обществе в совокупности отношений, которые имеют общественный характер по своей природе. Иначе говоря, личность является системной категорией. По этой причине часто она рассматривалась как «сверхчувственное» качество, хотя его носителем выступал вполне чувственный и телесный индивид, обладающий врожденными и приобретенными свойствами.
Свойства индивида составляли только условия (предпосылки) развития и функционирования личности, включая внешние условия и жизненные обстоятельства. Личность и индивид необходимо, по мнению ученого, рассматривать как единство. Тем не менее, эти категории не тождественны друг другу. Личность представляет собой особое «системное качество, которое начинает раскрываться в трех пространствах «психологического измерения».
Проблему характера ученые рассматривают в тесной взаимосвязи с категорией темперамента, хотя это разные проявления личности и индивидуальности. Темперамент способен выступать в качестве природной и обусловленной предпосылки для развития черт характера. Чаще всего он находит проявление в динамике реакций (возбудимость, темп, сила реакций, общий психологический тонус, настроение).
Отечественные и зарубежные подходы к определению категории «личность»
К определению категории «личность» существовало множество подходов. Согласно психодинамическим подходам воздействие людей на окружающую среду в том или ином направлении предопределяется через конфликт между силами его подсознания и внешней реальностью (психоанализ Фрейда, индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология Юнга).
Фрейд, описывая топографию психики, рассматривал 3 уровня:
- Сознание,
- Предсознание,
- Бессознательное.
Индивидуальная психология Адлера не отводила либидо важного значения в развитии личности. Ученый придавал основное значение «воле к власти». Она, по его мнению, являлась главным импульсом с самого рождения и присутствует в каждом человеке. С первых лет жизни данный импульс начинает вступать в конфликт с требованиями взрослого мира. Он заставляет детей чувствовать бремя собственной неполноценности.
К. Г. Юнг свел до минимума значение индивидуального бессознательного, заменив его на коллективное бессознательное, которое обладает врожденным характером и миллионы лет передается из поколения в поколение. Его содержание включают, в частности, архетипы (первичный образ, проявляющийся в снах и заставляющий индивида вести себя в определенных ситуациях так, как это характерно для представителей всех культур).
Если проанализировать взгляды В. М. Бехтерева на личность, то здесь важно подчеркнуть значимость исследования личности в качестве интегративного целого. Ученый вводит в науку категорию «индивид», «индивидуальность» и «личность». Он рассматривал личность в виде двух совокупностей следов, тесно связанных друг с другом.
Личностный подход С. Л. Рубинштейна характеризовался тем, что личность определялась в качестве зависимости психических процессов. Это выражалось, во-первых, через индивидуально-дифференциальные различия между людьми. У разных людей в соответствии с их индивидуальными особенностями можно увидеть различные типы восприятия, памяти, внимания. Во-вторых, выражение личностной зависимости психических процессов состояла в том, что сам процесс развития психических процессов зависел от общего развития личности.
Отечественные и зарубежные подходы к определению категории «характер»
Первая попытка классификации характеров принадлежала Платону. Мыслитель первым создает типологию характеров, которая имела в основе этические принципы. В древнегреческих источниках типологию характеров, распространенных в обществе, также описывал Теофраст.
Только в первой половине ХІХ века возникает наука о характере. Создатель френологии Галь перечислил 27 элементарных психических способностей. Из них, по его мнению, состоит характер человека (инстинкт к размножению, любовь к потомству, привязанность, дружба и др.).
В начале прошлого века была предложена классификация характера в соответствии с уровнем воли и преобладанием стремлений. Ученые разделили людей на типы (например, чувственный, эгоцентричный и сверхличный). Отметим, что попыток создания типологий характера было огромное количество, но не все они брали за основу научные методы.
Широко распространена была классификация характера по принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу (К. Г. Юнг). Экстраверсию/интроверсию рассматривали ученые в современной психологии в качестве проявления темперамента.