Сущность и виды общения
Общение — это сложный многогранный процесс установления и развития контактов между индивидами либо группами людей, порожденный их потребностями в совместной деятельности и включающий в себя три составляющих: коммуникацию, интеракцию и перцепцию.
В рамках общения ученые выделяют три взаимосвязанных стороны:
- Коммуникативная сторона (обмен информации между индивидами);
- Интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);
- Перцептивная сторона (восприятие друг друга партнерами по общению, формирование на этой основе взаимопонимания).
В специальной литературе можно увидеть множество разнообразных подходов к классификации видов общения. В частности, исходя из позиции общающихся в коммуникации, выделяют:
- деловое общение,
- формальное или ролевое общение,
- примитивное общение,
- межличностное общение,
- манипулятивное общение,
- светское общение.
Механизмы речи
Механизмы речи представляют собой условное название системы психофизиологических предпосылок. Они дают возможность выстраивать осмысленные высказывания с пониманием чужой речи. В основе этой категории лежат функциональные физиологические системы, которые складываются в ходе индивидуального развития человека. Это происходит под влиянием предметной деятельности и общения с другими людьми и невозможно без некоторых врождённых способностей и умений.
Коммуникативное намерение не может исчерпываться формированием мотива и цели. Говорящий человек предполагает наличие результатов, к которым приведет соответствующее речевое действие. Этот процесс представлен вероятностным прогнозированием. В зависимости от речевой ситуации он может решить, к кому и каким образом обратиться, создавая внутренний план высказывания.
Механизмы речи заключаются в способностях, на основе которых происходит формирование и совершенствование коммуникативно-речевых умений. Механизмы включают: механизм эквивалентных замен, механизм памяти и механизм антиципации.
Механизм эквивалентных замен характеризуется тем, что в ходе речевой деятельности человек при осмыслении или создании текста должен определить эквивалентные словесные замены. Это необходимо для тех образов, представлений, схем, которые возникают при реализации человеком своего замысла. Они зарождаются во внутренней речи.
При переводе внутренней речи во внешнюю требуются языковые средства, от эквивалентности подбора которых полностью зависит эффективность речевого общения. Восприятие текста (слушание, чтение) требует понимания смысла, при этом человеку необходимо «перевести» текст на «свой язык» путем приравнивания одних словесных структур к другим. Для развития механизма эквивалентных замен требуется:
- Обогащение словарного запаса в актуальной области знаний;
- Формирование критического отношения к подбору языковых средств, упорный поиск «единственно верного слова»;
- Достижение понимания общего смысла и передача его с помощью «перевода на свой язык».
Механизм памяти в процессе составления предложения помогает удерживать в памяти то, что уже было сказано (услышано, прочитано). Наряду с этим человек получает возможность упреждать то, что необходимо произнести (написать, услышать). Развитие механизма памяти осуществляется тренировкой по созданию различных синтаксических конструкций. Это требуется для автоматизации «выдачи» определенных предложений.
Механизм антиципации заключается в предвидении, предугадывании. В ходе формирования высказывания человек с опорой на общий замысел должен предвидеть структуру текста и его композицию.
Стили речи
Стили речи представлены её разновидностями. Они используются в той или иной области социальной жизни, включая обыденное общение, официально-деловые отношения, средства массовой коммуникации, сферу науки, художественную литературу.
В соответствии со сферой употребления принято рассматривать несколько функциональных стилей речи:
- разговорный,
- официально-деловой,
- публицистический,
- научный,
- художественный.
Разговорный стиль используют в повседневном общении. Люди применяют этот стиль для того, чтобы поделиться собственными мыслями, чувствами, информацией. Разговорный стиль используется чаще всего в быту (домашняя обстановка, улица, магазин, работа, неофициальная обстановка). Основной функцией разговорного стиля является функция общения, которая обеспечивает повседневные и бытовые связи.
Официально-деловой стиль применяют в официальной обстановке (делопроизводство, законодательство, дипломатия). Основными функциями такого стиля является регламентация отношений между обществом, государством и людьми в процессе трудовой, общественной деятельности.
Публицистический стиль используется в общественной жизни, политике, экономике, культуре. Речь такого стиля обращается к слушателям и читателям, о чем говорит происхождение названия.
Научный стиль применяют в области научной деятельности в официальной обстановке (лекции, семинары, конференции, симпозиумы, коллоквиумы). Средства этого стиля используются в научной литературе, а основная его функция заключается в обмене научной информацией, сообщении научных сведений.
Художественный стиль — это один из самых богатых стилей речи, поскольку он включил в себя черты всех остальных. В нём максимально ярко отражен общенародный язык, обладающий многообразием и богатством. При этом он становится явлением искусства и выступает как средство создания художественной образности. Главной функцией этого стиля является эстетика. Художественный стиль использует разнообразие языковых средств, создает образы, которые вызывают в душе читателя эмоциональный отклик.