Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общение как социально-психологический процесс

Общение: понятие, функции, структура, виды

Определение 1

Общение - это процесс установления контакта, взаимодействия и взаимного влияния людей друг на друга.

Предпосылками развития общения являются мотивы: аффилиации (стремление человека к сближению и объединению с подобными себе), продолжения рода, а также регуляции совместной деятельности (для достижения лучших результатов)

Основные функции общения:

  • контактная - настройка партнеров по общению друг на друга (контакт глазами, поза друг к другу)
  • информационная - сообщение некой информации
  • побудительная - стимулирование партнера на выполнение некой деятельности
  • координационная - организация совместных действий в совместной деятельности
  • эмоциональная - обмен эмоциями, переживаниями, чувствами
  • понимание - уточнение информации
  • установление отношений - определение своего места в системе отношений
  • оказание влияния - изменение состояния, установок и переживаний других людей

Само общение по своей специфике может быть разным: формальное (на свадьбе, на днях рождениях, на похоронах - оно предполагает уже предписанные формы взаимодействия и коммуникации), деловое (реализуется в ситуациях совместной деятельности и повышает качество совместной деятельности), интимно-личностное (доверительное общение, удовлетворяющее потребности в понимании и эмоциональном контакте)

Структура общения выглядит следующим образом: коммуникация (обмен информацией между партнерами по общению), интеракция (взаимодействие партнеров по общению), перцепция (восприятие партнерам друг друга, формирование образа партнеров)

Коммуникация делится на два вида: вербальная (речевое общение) и невербальная (неречевые формы общения: жесты, мимика, пантомимика, пространственные отношения людей, паралингвистика, экстралингвистика).

Основной проблемой коммуникации являются процессы, связанные с различного рода изменениями информации: потеря информации (что-то не запомнили, не услышали, не записали), искажение (“испорченный телефон”), дополнение (привнесением новой информации, которой не было ранее).

«Общение как социально-психологический процесс» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На искажения информации влияют коммуникативные препятствия - барьеры, выделяют следующие:

  • избегание: внутренне человек не хочет вступать в коммуникацию, но внешне он в ней находится
  • интеллектуальные: разный уровень интеллектуального развития и культуры
  • этические: разные этические и моральные принципы у людей
  • эстетические: разные представления об эстетике, приемлемости и неприемлемости
  • стереотипы: наличие социальных, гендерных, культурных, этнических, религиозных стереотипов
  • личностные: индивидуальные убеждения и установки людей

Интеракция: особенности и виды

Определение 2

Взаимодействие (интеракции) - это второй компонент общения, который выражается в совместном проявлении и влиянии людей друг на друга

Взаимодействие может строиться как на сознательном уровне, так и на неосознаваемом. В связи с этим, выделяют следующие виды взаимодействий:

  • подражание - копирование моделей поведения, способов общения и самопрезентации других людей, которые могут быть значимы для нас или их поведение является социально одобряемым. Данный тип взаимодействия является неосознаваемым.
  • заражение - распространение некой эмоции, переживания или состояния от одного партнера по общению к другому. Данный процесс характеризуется неосознаваемостью. Как правило, заражение происходит в ситуациях недостаточной ясности и четкости. Эмоции, реализующиеся через заражение, как правило являются базовыми (радость, страх, гнев)
  • внушение - осознанное вкладывание необходимой информации в партнера по общению через разные каналы восприятия
  • приведение аргументов - это сознательное предоставление доводов и размышлений, имеющих под собой объективные основания

Аргументация - это наиболее экологичный способ реализации взаимодействия. Однако для ее эффективности необходимо несколько условий: эмоциональное спокойствие партнеров, готовность слушать друг друга, а также наличие четко цели, с которой приводятся аргументы.

Особым подвидом взаимодействия является взаимодействие в конфликтной ситуации. Выделяют следующие стратегии такого взаимодействия: избегание, соревнование, приспособление, компромисс, сотрудничество. Данные стратегии поведения отличаются по степени внимания к собственным интересам или интересам другого человека.

Социальная перцепция: характеристики, основные эффекты

Определение 3

Социальная перцепция - это процесс формирования образа партнера по общению.

В процессе социальной перцепции важную роль играют следующие моменты: насколько взаимен процесс общения (насколько интересны собеседники друг другу), насколько процесс общения динамичен (поверхностное общение или глубокое), насколько много сигналов поступает от одного собеседника другому (это касается и внешнего вида, и мимики, жестов, речи и т.д.).

Все эти аспекты влияют на качество и целостность сформированного образа. Ведь если процесс общения не является обоюдным, то человек будет закрываться, и либо его партнер составит о нем неверный образ, либо не сможет составить его вообще. То же касается и динамики общения: если она очень быстрая и поверхностная, то и образ будет разорванным и неглубоким. И конечно же, если партнеру по общению приходится обрабатывать очень много сигналов в коммуникации (яркий внешний вид, яркая жестикуляция, необычная речь и т.д.), то образ может быть неверным или опять же его просто будет очень сложно составить. Довольно часто люди этим пользуются, чтобы не раскрываться перед другими людьми.

С точки зрения формирования образа партнера, выделяют следующие эффекты социальной перцепции:

  • эффект первого впечатления: характеристики объекта, которые фиксируют люди в самом начале или в самом конце коммуникации, влияют на весь образ объекта в целом.
  • эффект ореола: выделение какой-то одной характеристики (позитивной или негативной), которая чрезвычайно сильно влияет на весь образ объекта в целом, редуцируя все остальные характеристики
  • эффект установки: актуальное восприятие одного человека о другом формируется в результате предварительной информации о принадлежности его к какой-то социальной группе
  • эффект проекции - приписывание другому человека те качества, которые есть в нас самих.
Дата последнего обновления статьи: 07.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot