Общение: понятие, функции, структура, виды
Общение - это процесс установления контакта, взаимодействия и взаимного влияния людей друг на друга.
Предпосылками развития общения являются мотивы: аффилиации (стремление человека к сближению и объединению с подобными себе), продолжения рода, а также регуляции совместной деятельности (для достижения лучших результатов)
Основные функции общения:
- контактная - настройка партнеров по общению друг на друга (контакт глазами, поза друг к другу)
- информационная - сообщение некой информации
- побудительная - стимулирование партнера на выполнение некой деятельности
- координационная - организация совместных действий в совместной деятельности
- эмоциональная - обмен эмоциями, переживаниями, чувствами
- понимание - уточнение информации
- установление отношений - определение своего места в системе отношений
- оказание влияния - изменение состояния, установок и переживаний других людей
Само общение по своей специфике может быть разным: формальное (на свадьбе, на днях рождениях, на похоронах - оно предполагает уже предписанные формы взаимодействия и коммуникации), деловое (реализуется в ситуациях совместной деятельности и повышает качество совместной деятельности), интимно-личностное (доверительное общение, удовлетворяющее потребности в понимании и эмоциональном контакте)
Структура общения выглядит следующим образом: коммуникация (обмен информацией между партнерами по общению), интеракция (взаимодействие партнеров по общению), перцепция (восприятие партнерам друг друга, формирование образа партнеров)
Коммуникация делится на два вида: вербальная (речевое общение) и невербальная (неречевые формы общения: жесты, мимика, пантомимика, пространственные отношения людей, паралингвистика, экстралингвистика).
Основной проблемой коммуникации являются процессы, связанные с различного рода изменениями информации: потеря информации (что-то не запомнили, не услышали, не записали), искажение (“испорченный телефон”), дополнение (привнесением новой информации, которой не было ранее).
На искажения информации влияют коммуникативные препятствия - барьеры, выделяют следующие:
- избегание: внутренне человек не хочет вступать в коммуникацию, но внешне он в ней находится
- интеллектуальные: разный уровень интеллектуального развития и культуры
- этические: разные этические и моральные принципы у людей
- эстетические: разные представления об эстетике, приемлемости и неприемлемости
- стереотипы: наличие социальных, гендерных, культурных, этнических, религиозных стереотипов
- личностные: индивидуальные убеждения и установки людей
Интеракция: особенности и виды
Взаимодействие (интеракции) - это второй компонент общения, который выражается в совместном проявлении и влиянии людей друг на друга
Взаимодействие может строиться как на сознательном уровне, так и на неосознаваемом. В связи с этим, выделяют следующие виды взаимодействий:
- подражание - копирование моделей поведения, способов общения и самопрезентации других людей, которые могут быть значимы для нас или их поведение является социально одобряемым. Данный тип взаимодействия является неосознаваемым.
- заражение - распространение некой эмоции, переживания или состояния от одного партнера по общению к другому. Данный процесс характеризуется неосознаваемостью. Как правило, заражение происходит в ситуациях недостаточной ясности и четкости. Эмоции, реализующиеся через заражение, как правило являются базовыми (радость, страх, гнев)
- внушение - осознанное вкладывание необходимой информации в партнера по общению через разные каналы восприятия
- приведение аргументов - это сознательное предоставление доводов и размышлений, имеющих под собой объективные основания
Аргументация - это наиболее экологичный способ реализации взаимодействия. Однако для ее эффективности необходимо несколько условий: эмоциональное спокойствие партнеров, готовность слушать друг друга, а также наличие четко цели, с которой приводятся аргументы.
Особым подвидом взаимодействия является взаимодействие в конфликтной ситуации. Выделяют следующие стратегии такого взаимодействия: избегание, соревнование, приспособление, компромисс, сотрудничество. Данные стратегии поведения отличаются по степени внимания к собственным интересам или интересам другого человека.
Социальная перцепция: характеристики, основные эффекты
Социальная перцепция - это процесс формирования образа партнера по общению.
В процессе социальной перцепции важную роль играют следующие моменты: насколько взаимен процесс общения (насколько интересны собеседники друг другу), насколько процесс общения динамичен (поверхностное общение или глубокое), насколько много сигналов поступает от одного собеседника другому (это касается и внешнего вида, и мимики, жестов, речи и т.д.).
Все эти аспекты влияют на качество и целостность сформированного образа. Ведь если процесс общения не является обоюдным, то человек будет закрываться, и либо его партнер составит о нем неверный образ, либо не сможет составить его вообще. То же касается и динамики общения: если она очень быстрая и поверхностная, то и образ будет разорванным и неглубоким. И конечно же, если партнеру по общению приходится обрабатывать очень много сигналов в коммуникации (яркий внешний вид, яркая жестикуляция, необычная речь и т.д.), то образ может быть неверным или опять же его просто будет очень сложно составить. Довольно часто люди этим пользуются, чтобы не раскрываться перед другими людьми.
С точки зрения формирования образа партнера, выделяют следующие эффекты социальной перцепции:
- эффект первого впечатления: характеристики объекта, которые фиксируют люди в самом начале или в самом конце коммуникации, влияют на весь образ объекта в целом.
- эффект ореола: выделение какой-то одной характеристики (позитивной или негативной), которая чрезвычайно сильно влияет на весь образ объекта в целом, редуцируя все остальные характеристики
- эффект установки: актуальное восприятие одного человека о другом формируется в результате предварительной информации о принадлежности его к какой-то социальной группе
- эффект проекции - приписывание другому человека те качества, которые есть в нас самих.