Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Определение 1

Коммуникация — это процесс, характерный для совместной деятельности людей. Он состоит в обмене различными представлениями, идеями и сведениями. В условиях общения как информационного обмена информация не только передается, но и происходит ее формирование, уточнение и развитие.

Особенности и специфика общения

Рассматривая специфику обмена информацией между двумя людьми необходимо отметить, что происходят отношения двух (нескольких) индивидов. Каждый из них представляет собой активного субъекта. Взаимное информирование характеризуется также налаживанием совместной деятельности.

Используя систему знаков, партнеры получают возможность оказывать друг на друга влияние, «знак коммуникации» при этом способен поменять состояние участников коммуникативного процесса. В общем виде эффективность коммуникации можно измерять тем, в какой мере удалось данное влияние.

В ходе обмена информацией коммуникатор и реципиент обладают единой (похожей) системой кодификации и декодификации. Знаки и значения, закрепленные в такой системе, должны быть известны обоим. Кроме лексической и синтаксической системы важно одинаковое понимание ситуации общения.

Для коммуникации также присущи коммуникативные барьеры, вызванные социальными и психологическими различиями. Социальные различия характеризуются принадлежностью партнеров к различным социальным группам (культурам). Психологические различия обусловлены индивидуальными психологическими особенностями людей, вступающих в коммуникацию.

Информация, которая исходит от коммуникатора, может быть двух видов: побудительная информация, предполагающая изменение поведения (например, советы, приказы, просьбы) и констатирующая информация (сообщение).

Виды коммуникации и особенности невербальной коммуникации

Принято различать вербальную и невербальную коммуникации. Первая из них в качестве знаковой системы использует звуковой язык (лексику и синтаксис). Здесь большое значение имеет обратная связь, которая может быть без оценок (что-то переспрашивается) и с оценками (позитивными или негативными).

«Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Невербальная коммуникация представляет собой обмен сведениями между людьми посредством неречевых средств общения.

Среди особенностей невербальной коммуникации можно выделить:

  • Ситуативность, то есть обмен сообщениями о том, что происходит в настоящий момент в рамках конкретной ситуации с людьми, которые вступили в непосредственный контакт;
  • Синтетичность, когда экспрессивное сообщение сложно раскладывается на отдельные составляющие;
  • Непроизвольность (спонтанность), характерная для большей части невербальных действий.

В последнем случае, даже если человек пытается скрыть собственные намерения или эмоции, у него могут заявить о себе «экспрессивные привычки», ускользающие из-под контроля.

Средства общения и компоненты коммуникации

Средства общения классифицируются на вербальные (речевые) и невербальные. Невербальный тип коммуникации состоит из основных знаковых систем:

  • оптико-кинетическая,
  • паралингвистическая и экстралингвистическая,
  • организация пространства и времени коммуникативных процессов,
  • визуальный контакт.

Совокупность этих средств необходима для дополнения и замещения речи, репрезентации эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

В рамках оптико-кинетической системы знаков можно выделить жесты, мимику, пантомимику. Значимость их в коммуникации настолько огромна, что сегодня сформировалась отдельная сфера исследований — кинесика, специально рассматривающая эти проблемы.

Например, в исследованиях М. Аргайла была изучена частота и сила жестикуляции в различных культурах. В течение установленного времени финны жестикулировали один раз, итальянцы — 80 раз, французы — 20 раз, мексиканцы — 180.

Поза является определенным положением частей тела человека, включая движения, изменяющие данное положение или влияющие на него. Провести анализ позы сложно, поскольку перечисление отдельных элементов мало что способно дать для ее понимания. Наблюдатель может лишь уловить гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы, сделав впоследствии вывод о ее естественности или неестественности, состоянии человека, его отношении к окружающему.

Важные компоненты коммуникации включают также открытость и закрытость позы. Открытую позу определяют поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, мышечной расслабленностью, прямым взглядом. Такая поза собеседника может облегчить контакт, «оживляя» общение и демонстрируя симпатию к партнеру.

Дополнением к коммуникации могут быть паралингвистические и экстралингвистические системы знаков. Первые из них представлены системой вокализации (качеством, диапазоном, тональностью голоса). Экстралингвистическая система — это включение пауз в речь, а также другие вкрапления (например, покашливание, плач, смех, темп речи). Совокупность данных дополнений помогает увеличивать семантически значимую информацию. Это происходит не через использование дополнительных речевых включений, а посредством «околоречевых» приемов.

В рамках коммуникативного процесса организация пространства и времени также выступает в качестве особой знаковой системы. Она несет смысловую нагрузку и является компонентом коммуникативной ситуации. Так, если партнеров разместить лицом друг к другу, то это может помочь возникновению контакта, символизируя внимание к говорящему. Напротив, окрик в спину может обладать определенным значением отрицательного порядка. Эксперименты доказали преимущество некоторых пространственных форм организации общения. Они характерны для двух партнеров коммуникативного процесса, так и для массовых аудиторий.

Дата последнего обновления статьи: 14.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot