Дошкольное детство — это период развития ребёнка, предшествующий обучению в школе. В этот период происходит перестройка всей психической жизни ребёнка и его отношения к окружающему миру. Сущность подобной перестройки состоит в том, что у ребенка возникают внутренняя психическая жизнь и внутренний тип регуляции поведения.
Общая характеристика условий психического развития ребенка в дошкольном возрасте
Важнейшая способность дошкольного возраста представлена тем, что в это время формируется новая совокупность психических функций. Центральное место занимает память, мышление и воображение. Существенный показатель развития ребёнка — это овладение знаниями и представлениями об окружающем мире. Социальное развитие ребёнка характеризуется освоением норм и правил поведения в ходе взаимодействия ребёнка с другими.
Немаловажная характеристика представлена развитием двигательной сферы. Это проявляется в том, что движения ребёнка способны выражать эмоциональные состояния и переживания в отношении различных событий. Зарождение и первоначальное развитие этих важных новообразований происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного возраста, которая составляет сюжетно-ролевую игру.
В дошкольном возрасте (3-6 лет) ведущей деятельностью является ролевая игра. В ней дети начинают воспроизводить различные социальные роли и отношения между людьми.
В дошкольный период возникает внутренняя психическая жизнь, проявляется внутренняя регуляция поведения. Если в более раннем возрасте детское поведение побуждается и направляется снаружи с помощью взрослых или воспринимаемой ситуации, то в дошкольное время сам ребёнок определяет собственное поведение.
Становление внутренней психической жизни, включающей внутреннюю саморегуляцию, связано с несколькими новообразованиями в психике и сознании дошкольника. Л. С. Выготский писал, что развитие сознания предопределяется не изолированными изменениями отдельных психических функций (внимание, память, мышление), а изменением отношения между отдельными функциями. На каждой стадии развития соответствующая функция выходит на первый план. Так, в раннем возрасте главная психическая функция — это восприятие.
Развитие памяти, мышления и воображения дошкольника
Важная особенность дошкольного возраста представлена формированием новой системы психических функций. В их центре находится память, которая способна предопределять остальные процессы.
Мышление дошкольника во многом определяется памятью. Мыслить для него — это значит вспоминать, брать за основу прошлый опыт или видоизменять его. Ни в какое другое время мышление не может обнаруживать такую высокую корреляцию с памятью.
Задача мыслительного акта заключается не в логической структуре самих понятий, а конкретном воспоминании собственного опыта. То, что память становится в центр детского сознания, ведет к значимым последствиям, характеризующим психическое развитие. Дети приобретают способность действовать в рамках общих представлений. Их мышление перестаёт иметь наглядно-действенный характер, отрываясь от воспринимаемой ситуации. Так, происходит открытие возможности устанавливать такие связи между общими представлениями, которые не были даны в непосредственном чувственном опыте.
Воображение является одним из важнейших новообразований дошкольного периода. Оно имеет много общего с памятью. В том и в другом случае дети действуют в плане образов и представлений. Память в некоторых случаях можно рассматривать в качестве «воспроизводящего воображения». Кроме воспроизведения образов прошлого опыта, воображение дает возможность выстраивать и создавать что-то новое (то, что раньше в опыте ребенка не было).
Психическое развитие дошкольника
Важное новообразование дошкольного периода — это возникновение произвольного поведения. В этом возрасте поведение человека из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. В это время первый раз возникает вопрос о том, каким образом необходимо себя вести. Так, формируется предварительный образ собственного поведения, выступающий как регулятор.
Дошкольники начинают овладевать и управлять собственным поведением путем сравнения его с образцом. Данное сравнение представляет собой осознание своего поведения и отношение к нему с позиции данного образца. Осознание поведения и начало личного самосознания являются главными новообразованиями дошкольного возраста.
Старшие дошкольники уже начинают понимать, что они умеют, а что нет, они знают своё ограниченное место в системе отношений с окружающими. Они осознают не только собственные действия, но и внутренние переживания (например, желания, предпочтения, настроение и др.).
В дошкольный период ребёнок проходит путь от «Я-сам» (отделение себя от взрослых людей) к открытию своей внутренней жизни, составляющую сущность личного самосознания. Данные важнейшие новообразования зарождаются и первоначально совершенствуются в ведущей деятельности дошкольного возраста, которая представлена сюжетно-ролевой игрой.
Содержание игровой деятельности в дошкольном возрасте меняется от предметных действий людей к отношениям между ними.
Развитие игры осуществляется от игр с открытой ролью и скрытыми правилами к играм с открытыми правилами и скрытой ролью. Кроме сюжетно-ролевой игры, принято выделять игры с правилами (подвижные, настольные).
В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественным образом отличается от восприятия взрослых людей. Дошкольник, в отличие от взрослого, чаще всего рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие (видение вещей в их внутренних отношениях).
Ребенок до определенного возраста не умеет различать свой субъективный и внешний мир. Он начинает отождествлять собственные представления и восприятие со свойствами внешнего мира. В результате проявляется интересный парадокс детской мысли, когда ребенок находится ближе к непосредственному восприятию вещей, а следовательно, и к самой вещи, чем взрослый человек, одновременно с этим, он больше отдален от реальности.