Репрезентации — это опосредованные, или «вторичные» представления образов (первообразов) материальных или идеальных объектов их свойств, отношений и процессов в сознании человека.
Особенности восприятия семьи дошкольниками
В дошкольном периоде фактически происходит формирование личности, самосознания и мироощущения. Данные процессы можно определить через общее психическое развитие, формирование новой системы психических функций. Здесь главную роль играют мышление и память дошкольника, который теперь не только ориентируется и действует посредством конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливает связи между общими понятиями и представлениями.
В дошкольном возрасте мышление ребенка начинает переходить от наглядно-действенного к наглядно-образному. Дошкольники переходят к новым типам деятельности:
- игровая,
- изобразительная,
- конструктивная.
В ходе развития процесса мышления происходит параллельно развитие речи. В дошкольном возрасте речевая функция состоит в обогащении словарного запаса. Дети начинают комментировать конкретные события, задумываются, рассуждают о природе, окружающих людях, самом себе и своем месте в мире. Здесь же растет значение семьи и взрослых людей.
Через семью ребенок знакомится с окружающим миром, так как именно здесь он в первый раз слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями определенной деятельности. В последующем он постигает сложнейшую систему взаимоотношений между людьми. То, что ребенок в детстве приобрел в семье, он уже способен сохранить в течение всей жизни.
Ребенок-дошкольник склонен объединять явления. Как правило, он не обращает внимания на наличие (отсутствие) реальной связи между явлениями, делая это на основе внешнего сходства, аналогии, совпадения по времени. Например, он может думать, что два одновременно происходящих события находятся в причинно-следственной связи.
Дошкольники мыслят конкретными представлениями. Особенно ярко это проявляется в их причудливых суждениях о том, чего они не могут увидеть и ощутить непосредственно.
Отражение семьи в рисунках дошкольников
Образно-знаковые репрезентации включают те характеристики рисунка, которые для дошкольника воспринимаются как обязательные, присущие семье. В первую очередь, ребенок обращает внимание на наличие общего пространства. Многие дети в своем изображении семьи рисуют комнату, где живут они и их близкие, где находятся их любимые вещи.
В образно-знаковой репрезентации общее пространство — это ведущий компонент для определения семьи ребенком дошкольного возраста. Именно по этой причине он включает на рисунке в свою семью тех, кого видит и воспринимает в определенном помещении. Иногда в семью могут не быть включены отдельные реальные члены.
Например, один из родителей может поздно приходить с работы, но в это время могут заходить соседи, друзья или другие гости. Иногда между отдельными членами семьи ребенок рисует разные объекты, представленные в качестве перегородки между ними.
У детей, которым 5,5 - 6 лет, в рисунках можно отметить две разные схемы рисования людей разного пола. Так, мужское туловище изображается овальной формой, женщины — треугольной. Дошкольник также может выражать половые различия с помощью других средств.
Если дошкольник рисует себя по аналогии с другими фигурами, то психологи говорят об адекватной половой идентификации. Аналогичные элементы в презентации нескольких фигур (например, сына и отца) интерпретируются в качестве стремления сына быть похожим на отца, идентификации с ним, хороших эмоциональных контактов.
Девочки в большей степени, чем мальчики, обращают внимание на прорисовку лиц, изображая большее количество деталей. Как правило, они замечают, что их мамы много времени уделяют уходу за лицом, косметике, поэтому сами впитывают ценности взрослых женщин. Образно-знаковая репрезентация, сконцентрированная на рисовании лице, указывает на хорошую половую идентификацию девочек.
В рисунке мальчика такой момент можно связать с озабоченностью своей физической красотой. Мужской пол стремится компенсировать собственные физические недостатки и отказывается от стереотипов женского поведения. Любопытным фактом является тот, что, вне зависимости от наличия внимания дошкольников к деятельности взрослых, мальчик не связывает членов своей семьи никакими отношениями. Им важно что-то делать в доме. Только в этом случае человек становится членом семьи.
Образ семьи в рисунках дошкольника
По завершению старшего дошкольного возраста у ребенка появляется 2 образа семьи:
- Нормативный,
- Образ собственной семьи.
Первый образ нормативной (идеальной) семьи может формироваться на основе прочтения художественной литературы, просмотра мультфильмов. Образы реальной семьи больше относятся к ощущениям, которые дети получают в своей семье.
Образно-знаковые репрезентации семейных отношений у дошкольников включают симбиоз своих представлений о нормативной семье и знаний, почерпнутых из собственного опыта и касающихся собственной семьи. В этом случае ни в раннем дошкольном возрасте, ни в старшем дошкольном возрасте дети не пользуются образом нормативной семьи в оценке своих семейных отношений.
Таким образом, уже с первых моментов жизни ребенка начинает создаваться определенный образ семьи. Условия, уклад жизни в семье, в которой происходит воспитание ребенка, предопределяют основу развития ожиданий от своей собственной будущей семьи. Важно заниматься воспитанием любви к семье (такой, какая она есть), к родным и близким.
Все люди разные, семьи могут быть большими и маленькими, при этом каждая из них уникальна и замечательна по-своему. Отношения в семьях могут строиться по-разному, поэтому важно принять и полюбить свою семью, своих родственников, зная их и проявляя к ним терпение, заботу и уважение.
Педагоги и родители должны акцентировать внимание на том, что ребенок способен сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь. Дошкольнику нужно объяснить, с помощью каких дел и поступков выражается его любовь, в том числе эмоциональная отзывчивость на состояние близких.