Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обратная связь в социально-психологическом тренинге

Сущность понятия, виды и функции обратной связи

Определение 1

Обратная связь - это вербальная либо невербальная реакция одного человека или группы людей на другого человека, его поведение.

Интересно, что обратная связь показательна не только относительно самого воспринимаемого или его действий, но она довольно много говорит и о самом воспринимающем: то, что человек отражает в обратной связи является значимым для него моментом. Эту информацию можно учитывать при построении эффективной и качественной коммуникации.

По своей специфике обратная связь может быть:

  • положительной: подкрепляет реализуемое поведение или действия, действует как поощрение
  • отрицательной: работает скорее как наказание и реализуется тогда, когда транслируемое поведение является нежелательным
  • вербальной: реализуется непосредственно в высказываниях и репликах
  • невербальной: реализуется через язык тела (жесты, мимика, позы), а также графические изображения, рисунки, отзывы, метафоры
  • глубокой: содержит содержательные аспекты поведения или действий, имеющие значимость для воспринимающего
  • поверхностной: не отражена рефлексивная позиция воспринимаемого, она содержит довольно очевидные моменты, и в ней не отражены личностно значимые для воспринимающего аспекты.
  • безоценочной: реализуется через Я-позицию (воспринимающий транслирует значимые именно для него аспекты)
  • оценочной: строится в форме оценочного высказывания через Ты-позицию
  • ретроспективной: обращена к событиям прошлого
  • опережающей: обращена к событиям будущего
  • осознанной: реализуется преднамеренно человеком
  • неосознанной: реализуется спонтанно

Обратная связь является важным механизмом в межличностном общении, так как она способствует повышению взаимопонимания участников коммуникации. К тому же, обратная связь позволяет “экологичным” способом донести до партнера важные для человека мысли или эмоции, без перехода “на личности”. В том числе, обратная связь - это механизм сверки наших представлений и чувств относительно чувств и мыслей собеседника.

С точки зрения содержания, обратная связь транслирует следующие аспекты:

  • человек описывает свое восприятие другого человека,
  • человек высказывает свое отношение и установки к другому человеку или его поведению,
  • человек высказывает свои интерпретации относительного другого человека или его поведения, а также высказывает свои предположения относительно мотивов его поведения.

Социально-психологический тренинг: понятие, виды, функции

Определение 2

Социально-психологический тренинг (СПТ) - это вид групповой работы, ориентированный на повышение компетенций человека относительно взаимодействий с другими людьми.

«Обратная связь в социально-психологическом тренинге» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данный формат психологической работы включает в себя как методы активного обучения, так и методы психологического воздействия. Для полноценной и эффективной реализации тренинга необходимо соблюдение базовых принципов групповой работы.

С точки зрения именно социально-психологического тренинга, имеют значение следующие принципы:

  • активность участников: групповая динамика формируется именно благодаря самим участникам группы, а не роли ведущего (он направляет процесс, но не управляет им
  • ответственность участников: как друг перед другом, так и перед самим собой (все, что высказывается на тренинге, не выходит за пределы тренинговой группы)
  • включенность в общение: развитие навыков, психологические изменения происходят непосредственно в процессе общения, поэтому участникам стоит активно включаться в работу
  • безоценочность: высказывания выражаются в формате Я-высказываний и касаются самого говорящего. Также важно, чтобы высказывания были персонифицированы (шли от самого говорящего, а не от обобщенного большинства
  • эмоциональная отдача: важно, чтобы участники тренинга делились своими эмоциями и переживаниями, которые возникают у них в процессе работы
  • намеренная обратная связь: данный параметр чрезвычайно важен для тренинговой работы, так как он позволяет определить, на какой стадии работы сейчас находится группа, какие области западают, какие вообще переживания и установки преобладают

Основные задачи социально-психологического тренинга заключаются в следующем: приобретение знаний относительно психологии личности вообще, а также расширение представлений, знаний и навыков относительно общения, построения эффективных коммуникаций. Обогащение навыков и способов установления контакта, поддержания общения, трансляции обратной связи, выражения сложных эмоций, переживаний и мыслей. Коррекция имеющихся стратегий и тактик общения участников. В процессе тренинга реализуются также и задачи более личностного характера: участники расширяют палитру представлений о самом себе, рефлексируют, трансформируют представления о самом себе.

Реализация тренинга осуществляется в следующей последовательности:

  • формирование общего доверительного пространства: знакомство, постановка целей, выявление установок и ожиданий участников
  • игровое взаимодействие: снятие коммуникативных блоков, формирование чувства безопасности, повышение сплоченности группы
  • решение конкретных задач: выявленных проблемных с точки зрения коммуникации областей у участников и формирование ситуаций конфронтации с ними, проведение дискуссий для рефлексии прошедшего опыта
  • релаксация: снятие напряжения, восстановление, подведение итогов

Роль обратной связи в СПТ

Итак, обратная связь является важным компонентом любого тренинга вообще, и в частности социально-психологического.

Во-первых, обратная связь необходима по завершении любых упражнений, которые участники делают в тренинговой работы. В данном случае, она позволяет определить, что было самое сложное или простое для участников, какие трудности у них возникли в процессе данного упражнения. Эта информация необходима ведущему тренинга для того, чтобы понять, соответствует актуальный уровень развития группы и ее отдельных членов данным упражнениям, имеют ли они сейчас возможности выполнить его эффективно. Так или иначе, ведущий тренинга, обладая этой информацией, понимает дальнейший ход работы и имеет возможность для ее коррекции. В том числе, эта информация нужна и самому участнику: выражая свои мысли переживания, участник рефлексирует только что пережитый опыт, и таким образом присваивает его себе, встраивает в свою концепцию себя, что позволяет ему эффективнее анализировать проделанную работу и делать для себя какие-то содержательные выводы.

Во-вторых, обратная связь реализуется по завершении всего тренинга вообще. Это довольно объемный и глубокий вид связи, которые необходим для осмысления вообще всей работы в целом. Он дает понять, насколько участники вообще были включены в работы, что было самым важным для них, сложным, с чем они уходят с этого тренинга, какие новые мысли или переживания их посетили, какие пути для развития они себе определяют. Такой вид связи может оформляться в виде круга (каждый участник по очереди высказывается), это может быть обратная связь директивная (каким-то конкретным участникам тренинга или каждому), это может выражаться метафорически (в виде образа, рисунка, продолжения предложения).

В-третьих, интересной формой обратной связи в формате СПТ является осмысление трудностей, возникающих именно в тренинговой группе. Поскольку тренинговая группа имеет свою динамику и стадии развития, на разных этапах ее жизни могут формироваться сложности во взаимодействии с отдельными участниками, конфликты. Очень важной задачей тренинговой работы в таких случаях является реализация обратной связи участников относительно данных ситуаций: так участники приобретают опыт выражения сложных чувств и переживаний, учатся в приемлемой форме выражать негативные эмоции, выражают свое отношение, мысли относительно мотивов и целей других участников.

Таким образом, можно сказать, что обратная связь в рамках социально-психологического тренинга, является эффективным инструментом развития коммуникативных навыков участников, повышает уровень осознанности и активности в ситуации общения, способствует выражению сложных чувств и мыслей, а также расширяет представления человека о самом себе и влияет на уровень его рефлексии относительно себя в ситуациях общения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot