Классификации методов психологического исследования
Метод психологии – это способ познания внутренних психических явлений человека через анализ внешних психологических факторов.
К основным методам в психологии относятся наблюдение и эксперимент, каждый из которых имеет различные формы.
Специфическими методами являются тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности. Также нашли широкое применение методы математического моделирования, статистического анализа и др. Определенные варианты основных методов разрабатываются исходя из особенностей объекта, задач и предмета исследования. Успех зависит от умения исследователя сочетать используемые методики, соответствующие поставленным задачам.
Б.Г. Ананьев выделяет 4-е группы методов:
- организационные, включающие сравнительный, лонгитюдный, комплексный методы;
- эмпирические, связанные со сбором первичной информации и включающие обсервационный, экспериментальный, психодиагностический, праксиметрический методы, метод моделирования, биографический метод;
- методы обработки данных охватывают статистический метод, метод качественного анализа;
- интерпретационные методы – генетический, структурный методы.
По упрощенной классификации И.Б. Гриншпуна методы исследования подразделяются на неэкспериментальные, психодиагностические, экспериментальные.
По своей структуре эти методы отличаются друг от друга, но значительных различий по содержанию не имеют.
Психологическое исследование включает в себя три основных этапа – подготовительный, основной и заключительный. Для подготовительного этапа характерны постановка проблемы, выдвижение гипотезы, планирование исследования. На основном этапе происходит сбор данных, а на заключительном идет обработка полученных данных, интерпретация результатов, выводы и включение результатов в систему знаний.
На подготовительном этапе ставится проблема, требующая разрешения и определяется последовательность таких действий, как обнаружение дефицита информации, осознание в устранении этого дефицита, вербализация проблемной ситуации.
Исследователь, опираясь на нужную концепцию, выдвигает предположение, способное заполнить имеющийся дефицит информации. Это предположение и надо проверить в дальнейшем исследовании как научную гипотезу.
На стадии планирования исследования продумывается весь процесс, последовательность действий во времени, выбирается методический и технический арсенал, конкретный контингент испытуемых, продумываются варианты стимуляции.
Основной этап предполагает непосредственный контакт исследователя с объектом для получения необходимой характеристики об этом объекте, которые являются главным материалом для проверки выдвинутой гипотезы и решения проблемы. Характеристики об объекте могут быть в виде временных, пространственных, энергетических, информационных, интеграционных параметров. Это первичные данные об объекте, которые в дальнейшем будут анализироваться, обрабатываться, осмысливаться.
Заключительный этап связан с обработкой результатов, приводя их в систему, которая становится базой для анализа, интерпретации, научных выводов и практических рекомендаций.
При выявлении ошибок и несоответствия, проводят повторные замеры.
Метод наблюдения
Наблюдение относится к неэкспериментальному, основному методу, которое планируется и специальным образом организуется. Это наиболее распространенный метод психологии. Наблюдение будет методом психологического изучения при условии, что осуществляет переход к объяснению психологической природы наблюдаемых явлений.
Его сущность состоит в научном объяснении причин психологических фактов.
Его главные особенности – опосредованность и целенаправленность, а цели и задачи должны быть сформулированы четко.
Наблюдение имеет свои достоинства и недостатки.
К достоинствам относится:
- универсальность характера, гибкость наблюдения;
- обширное количество собираемой информации при отсутствии искажений естественного протекания психических процессов.
Недостатками являются:
- большие временные затраты и возможная пассивность наблюдателя;
- неповторимость наблюдаемых явлений;
- сложность установления причины наблюдаемого явления;
- субъективизм исследователя;
- сложность статистической обработки полученных данных;
- трудоемкость исследования.
Для проведения наблюдения, которое должно быть систематическим и планомерным, составляется подробная программа – кто наблюдается, в какое время суток будет проводиться наблюдение, какие стороны жизни будет охватывать и др.
После предварительного изучения объекта и предмета исследования, разрабатывается схема наблюдения, результаты протоколируются и подвергаются математической обработке.
Для объективности и точности метода сегодня широко используются технические средства – фотография, киносъемка, магнитофон.
На шкале, которая используется для уточнения результата наблюдения, отмечается интенсивность протекания психического явления (сильно, средне, слабо и др.).
Для метода наблюдения характерна одна важная методическая проблема – взаимодействие исследователя и испытуемого и заключается она в том, что испытуемый не должен знать, что является объектом изучения, потому что может быть утрачена естественность его поведения.
Естественность поведения является главным преимуществом метода.
Метод наблюдения имеет свои виды – самонаблюдение на основе рефлексивного мышления, объективное наблюдение – наблюдение за другим со стороны.
Как частная методика наблюдение предполагает обязательную цель и программу, наличие объекта и ситуации, категорию наблюдения и фиксацию результатов.
Метод эксперимента
Кроме наблюдения, эксперимент является одним из главных методов психологии.
Эксперимент проводится в условиях, специально создаваемых, чтобы обеспечить активное проявление изучаемых явлений.
Для эксперимента важна активная позиция исследователя и заранее продуманная, искусственная ситуация для лучшего проявления изучаемого свойства.
Эксперимент, проводимый в условиях лаборатории, исследует особенности ощущений и восприятия, быстроту реакции на разные раздражители, объем внимания и др.
Недостаток лабораторного эксперимента состоит в отсутствии естественных условий, а это может нервировать испытуемого и показать не совсем верные результаты.
Эксперимент может быть естественным, констатирующим, формирующим.
Естественный эксперимент проводится в обычных условиях, но со специальной организацией. Изучается влияние этой специальной организации.
По мнению А.Ф. Лазурского естественный эксперимент отличается тем, что испытуемый не подозревает об этом, поэтому ведет себя естественным образом. Данный эксперимент используется при исследовании всех психических процессов испытуемого и свойств его личности.
В процессе констатирующего эксперимента задача исследователя состоит в выявлении уровня сформированности изучаемого параметра или некоторого свойства испытуемого.
Отличительной особенностью формирующего эксперимента является то, что проверка выдвинутой гипотезы проходит в процессе активного воздействия на испытуемого. В результате этого возникают новые психологические качества или изменяются ранее существовавшие.
При возникновении запланированных новообразований выдвинутая гипотеза находит свое подтверждение, а это означает, что психологи научились управлять определенной стороной психического развития.
Эксперименты могут быть индивидуальными, групповыми, краткосрочными, длительными.