Основные направления нейропсихологии
Нейропсихология – это конкретная область знания, изучающая мозговую организацию психических процессов и эмоциональных состояний, возникающих на основе патологий мозга и, прежде всего, его локальных поражений.
Как наука нейропсихология зародилась в 20-40-ые годы прошлого века. Первые нейропсихологические исследования проводил Л.С. Выготский в 20-ые годы.
Основная роль в создании нейропсихологии принадлежит А.Р. Лурия.
Рисунок 1. А. Р. Лурия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Нейропсихология как наука решает свои задачи:
- изучает психические процессы и их изменение при локальных поражениях мозга;
- выявляет общие структуры, имеющиеся в разных психических процессах, путем нейропсихологического анализа;
- делает раннюю диагностику очаговых поражений мозга.
Нейропсихология имеет свои направления развития, различающиеся поставленными перед ними задачами.
Выделяются:
Клиническая нейропсихология, главная задача которой заключается в исследовании больных, с нейропсихологическими синдромами при локальных поражениях мозга. Практическое значение этих исследований для диагностики очень большое, потому что дает психологическое заключение о возможности лечения, восстановления и прогноза больных;
Экспериментальная нейропсихология – решает задачу изучения различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. В этой области создано психофизиологическое направление для изучения физиологических механизмов нарушений высших психических функций;
Реабилитационная нейропсихология занимается решением восстановления ВПФ при локальных поражениях мозга. Более разработанными здесь являются принципы и методы восстановления речи;
Экологическая нейропсихология, задача которой оценить, с позиций нейропсихологии, влияние неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и эмоционально-личностную сферу человека;
Нейропсихология развития занимается выявлением закономерностей развития мозга;
Нейропсихология детского возраста – новое направление, изучающее специфику нарушения психических функций у детей при локальных поражениях мозга;
Дифференциальная нейропсихология, изучающая мозговую организацию психических процессов и состояний здоровых людей. Данное направление решает практические задачи, связанные с психодиагностикой в целях профотбора, профориентации и др.
Понятийный аппарат нейропсихологии
В понятийном аппарате нейропсихологии выделяют два класса понятий:
- класс понятий общих для нейропсихологии и общей психологии;
- класс собственно нейропсихологических понятий.
Такие понятия, как высшая психическая функция, психическая деятельность, психический процесс, личностный смысл, образ, знак, действие, операция, значение, интериоризация и многие другие относятся одновременно к нейропсихологии и общей психологии.
Ко второму классу относятся понятия, отражающие применение общепсихологической теории к нейропсихологии.
Как общая психология, так и нейропсихология под высшими психическими функциями понимает сложные формы сознательной психической деятельности. В их основе лежат соответствующие мотивы, которые регулируются определенными целями и программами и подчиняются закономерностям психической деятельности.
Высшие психические функции формируются под влиянием социальных факторов прижизненно, по своему психологическому строению они опосредованы и произвольны по способу осуществления.
Как системы высшие психические функции пластичны, а входящие в них компоненты взаимозаменяемы.
К собственно нейропсихологическим понятиям относятся:
- первичные нейропсихологические симптомы;
- норма функции;
- вторичные симптомы;
- нейропсихологический синдром;
- нейропсихологический фактор;
- нейропсихологический симптом;
- нейропсихологическая диагностика;
- синдромный анализ;
- функциональная система;
- мозговые механизмы высшей психической функции;
- локализация высшей психической функции;
- межполушарное взаимодействие и др.
Психическая функция может быть нарушена в результате локального поражения головного мозга, что является нейропсихологическим симптомом, а их сочетание представляет уже нейропсихологический синдром, обусловленный поражением определенного фактора.
Нейропсихологический фактор является структурно-функциональной единицей работы мозга с определенным принципом физиологической деятельности – при нарушении этой деятельности появляется нейропсихологический синдром.
Чтобы обнаружить общий фактор, объясняющий происхождение нейропсихологических симптомов прибегают к синдромному анализу.
Существуют специальные клинические нейропсихологические методы, помогающие исследовать больных с локальными поражениями головного мозга – это нейропсихологическая диагностика, цель которой заключается в установлении места поражения мозга.
В основе нейропсихологической диагностики нарушений высших психических функций лежит норма функции.
Для нормы функции характерны варианты, зависящие от пола, возраста, типа полушарной организации мозга и др.
Понятий, относящихся к собственно нейропсихологическим, значительно больше и все они относятся к основному понятийному аппарату теории системной динамической локализации высших психических функций человека.
Представления о нейропсихологии развития сегодня
Поскольку нейропсихология является молодой наукой, то она ещё недостаточно изучила психологическую структуру и мозговую организацию даже зрелых функций.
В анатомо-морфологическом плане мозг ребенка и взрослого человека мало отличаются, а вот в функциональном отношении эти различия велики.
Все блоки и зоны детский мозг включает в работу постепенно, это значит, что мозговые структуры хоть и присутствуют, но работают не в полном объеме. Более того, если не будет определенных стимулов внешней среды, они могут остаться бездействующими даже без каких-либо анатомических повреждений. Для развивающейся психики ребенка это представляет большую опасность.
Некоторые участки мозга начинают функционировать только в детском возрасте, а во взрослом возрасте они только дозревают, поэтому то, что упущено в детстве закрывает путь к овладению многим.
Таким образом, дошкольное и раннее школьное воспитание и образование играют огромную роль.
Л.С. Выготский считал, что зоной ближайшего развития ребенка являются навыки, предшествующие освоению функции, например, чтобы научиться читать, надо иметь развитый фонематический слух и зрительный буквенный гнозис. Для научения письму важно иметь сформированный кистевой и, в частности, пальцевый праксис.
Функции и навыки формируются не в строго линейном последовательном порядке – развитие одних может опережать развитие других, а те, которые в определенном возрасте ранее отставали, могут давать качественные и количественные скачки.
Периодизация развития тоже имеет значение – если знать, какие функции приобретаются раньше, а какие позже, то можно сделать вывод, вовремя ли идет их развитие и созревание, а значит и психическое развитие.
И.А. Скворцов выделяет этапы этого развития, начиная от момента рождения и до 17-летнего возраста.
Каждый этап характеризуется приобретением своих навыков и функций.
Если в первые два часа своей жизни ребенок освобождается от родового наркоза и должен приспособиться к условиям внешнего мира, то в 17-летнем возрасте главным будет формирование абстрактного мышления и способность к индивидуальному мышлению.
Как отмечает И. А. Скворцов, все эти этапы ребенок проходит благополучно, если условия среды благоприятны, а для нормального психического онтогенеза это очень важно.