Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды нейропсихологии

Основные направления нейропсихологии

Определение 1

Нейропсихология – это конкретная область знания, изучающая мозговую организацию психических процессов и эмоциональных состояний, возникающих на основе патологий мозга и, прежде всего, его локальных поражений.

Как наука нейропсихология зародилась в 20-40-ые годы прошлого века. Первые нейропсихологические исследования проводил Л.С. Выготский в 20-ые годы.

Основная роль в создании нейропсихологии принадлежит А.Р. Лурия.

А. Р. Лурия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. А. Р. Лурия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Нейропсихология как наука решает свои задачи:

  • изучает психические процессы и их изменение при локальных поражениях мозга;
  • выявляет общие структуры, имеющиеся в разных психических процессах, путем нейропсихологического анализа;
  • делает раннюю диагностику очаговых поражений мозга.

Нейропсихология имеет свои направления развития, различающиеся поставленными перед ними задачами.

Выделяются:

  1. Клиническая нейропсихология, главная задача которой заключается в исследовании больных, с нейропсихологическими синдромами при локальных поражениях мозга. Практическое значение этих исследований для диагностики очень большое, потому что дает психологическое заключение о возможности лечения, восстановления и прогноза больных;

  2. Экспериментальная нейропсихология – решает задачу изучения различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. В этой области создано психофизиологическое направление для изучения физиологических механизмов нарушений высших психических функций;

  3. Реабилитационная нейропсихология занимается решением восстановления ВПФ при локальных поражениях мозга. Более разработанными здесь являются принципы и методы восстановления речи;

  4. Экологическая нейропсихология, задача которой оценить, с позиций нейропсихологии, влияние неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и эмоционально-личностную сферу человека;

  5. Нейропсихология развития занимается выявлением закономерностей развития мозга;

  6. Нейропсихология детского возраста – новое направление, изучающее специфику нарушения психических функций у детей при локальных поражениях мозга;

  7. Дифференциальная нейропсихология, изучающая мозговую организацию психических процессов и состояний здоровых людей. Данное направление решает практические задачи, связанные с психодиагностикой в целях профотбора, профориентации и др.

«Виды нейропсихологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Понятийный аппарат нейропсихологии

В понятийном аппарате нейропсихологии выделяют два класса понятий:

  • класс понятий общих для нейропсихологии и общей психологии;
  • класс собственно нейропсихологических понятий.

Такие понятия, как высшая психическая функция, психическая деятельность, психический процесс, личностный смысл, образ, знак, действие, операция, значение, интериоризация и многие другие относятся одновременно к нейропсихологии и общей психологии.

Ко второму классу относятся понятия, отражающие применение общепсихологической теории к нейропсихологии.

Как общая психология, так и нейропсихология под высшими психическими функциями понимает сложные формы сознательной психической деятельности. В их основе лежат соответствующие мотивы, которые регулируются определенными целями и программами и подчиняются закономерностям психической деятельности.

Высшие психические функции формируются под влиянием социальных факторов прижизненно, по своему психологическому строению они опосредованы и произвольны по способу осуществления.

Как системы высшие психические функции пластичны, а входящие в них компоненты взаимозаменяемы.

К собственно нейропсихологическим понятиям относятся:

  • первичные нейропсихологические симптомы;
  • норма функции;
  • вторичные симптомы;
  • нейропсихологический синдром;
  • нейропсихологический фактор;
  • нейропсихологический симптом;
  • нейропсихологическая диагностика;
  • синдромный анализ;
  • функциональная система;
  • мозговые механизмы высшей психической функции;
  • локализация высшей психической функции;
  • межполушарное взаимодействие и др.

Психическая функция может быть нарушена в результате локального поражения головного мозга, что является нейропсихологическим симптомом, а их сочетание представляет уже нейропсихологический синдром, обусловленный поражением определенного фактора.

Нейропсихологический фактор является структурно-функциональной единицей работы мозга с определенным принципом физиологической деятельности – при нарушении этой деятельности появляется нейропсихологический синдром.

Чтобы обнаружить общий фактор, объясняющий происхождение нейропсихологических симптомов прибегают к синдромному анализу.

Существуют специальные клинические нейропсихологические методы, помогающие исследовать больных с локальными поражениями головного мозга – это нейропсихологическая диагностика, цель которой заключается в установлении места поражения мозга.

В основе нейропсихологической диагностики нарушений высших психических функций лежит норма функции.

Для нормы функции характерны варианты, зависящие от пола, возраста, типа полушарной организации мозга и др.

Замечание 1

Понятий, относящихся к собственно нейропсихологическим, значительно больше и все они относятся к основному понятийному аппарату теории системной динамической локализации высших психических функций человека.

Представления о нейропсихологии развития сегодня

Поскольку нейропсихология является молодой наукой, то она ещё недостаточно изучила психологическую структуру и мозговую организацию даже зрелых функций.

В анатомо-морфологическом плане мозг ребенка и взрослого человека мало отличаются, а вот в функциональном отношении эти различия велики.

Все блоки и зоны детский мозг включает в работу постепенно, это значит, что мозговые структуры хоть и присутствуют, но работают не в полном объеме. Более того, если не будет определенных стимулов внешней среды, они могут остаться бездействующими даже без каких-либо анатомических повреждений. Для развивающейся психики ребенка это представляет большую опасность.

Некоторые участки мозга начинают функционировать только в детском возрасте, а во взрослом возрасте они только дозревают, поэтому то, что упущено в детстве закрывает путь к овладению многим.

Таким образом, дошкольное и раннее школьное воспитание и образование играют огромную роль.

Л.С. Выготский считал, что зоной ближайшего развития ребенка являются навыки, предшествующие освоению функции, например, чтобы научиться читать, надо иметь развитый фонематический слух и зрительный буквенный гнозис. Для научения письму важно иметь сформированный кистевой и, в частности, пальцевый праксис.

Функции и навыки формируются не в строго линейном последовательном порядке – развитие одних может опережать развитие других, а те, которые в определенном возрасте ранее отставали, могут давать качественные и количественные скачки.

Периодизация развития тоже имеет значение – если знать, какие функции приобретаются раньше, а какие позже, то можно сделать вывод, вовремя ли идет их развитие и созревание, а значит и психическое развитие.

И.А. Скворцов выделяет этапы этого развития, начиная от момента рождения и до 17-летнего возраста.

Каждый этап характеризуется приобретением своих навыков и функций.

Если в первые два часа своей жизни ребенок освобождается от родового наркоза и должен приспособиться к условиям внешнего мира, то в 17-летнем возрасте главным будет формирование абстрактного мышления и способность к индивидуальному мышлению.

Замечание 2

Как отмечает И. А. Скворцов, все эти этапы ребенок проходит благополучно, если условия среды благоприятны, а для нормального психического онтогенеза это очень важно.

Дата последнего обновления статьи: 05.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot