Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Синдромный анализ в нейропсихологии

Понятие и сущность синдромного анализа

Определение 1

Синдромный анализ - это метод исследования различных нейропсихологических симптомов, возникающих при различных локальных поражениях головного мозга

Так как в основе строения высших психических функций лежит системный принцип, если происходит нарушение определенного отдела головного мозга, расстройство проявляется в нескольких функциях, которые в совокупности составляют единый нейропсихологический синдром.

Определение 2

Под синдромом в нейропсихологии понимают закономерное сочетание нарушений психических функций, которое возникает из-за поражения мозговой структуры и процессов, протекающих в ней.

Нейропсихологические синдромы можно разделить на первичные и вторичные. Если возникает нарушение в деятельности головного мозга (первичный дефект), возникает и вторичное нарушение (например, неспособность писать).

Так как патология головного мозга приводит к расстройству функционирования отдельных мозговых структур и психический процесс нарушается избирательно, а не глобально, необходимо определять степень дефицитарности. Она оценивается ролью нарушенной структуры в реализации целостной функции.

Замечание 1

Синдромный анализ является важнейшим принципом исследования нарушений высших психических функций, возникающих в результате локальных поражений головного мозга. Цель синдромного анализа заключается в выяснении локализации такого поражения.

Нейропсихологическая диагностика представляет собой изучение локальных поражений головного мозга посредством использования нейропсихологических методов во время постановки диагноза.

«Синдромный анализ в нейропсихологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Протекать нарушения высших психических функций могут в следующих формах:

  • Грубой, когда происходит выпадение функции;
  • Патологического усиления функции;
  • Снижения уровня выполнения функции.

Классификация нейропсихологических синдромов осуществляется по принципу выделения области поражения головного мозга. Это позволяет выделить синдромы поражения корковых отделов и синдромы подкорки. Первые возникают как результат поражения вторичных и третичных полей коры, которые, в свою очередь, делятся на поражения задних и передних отделов головного мозга. Синдромы поражения подкорки еще недостаточно изучены, однако можно выделить поражение срединных неспецифических структур мозга (нарушение памяти, внимания), срединных комиссур мозга (нарушение движения, дископия), глубинных полушарных подкорковых структур (включает широкие спектр нарушений).

В современном мире синдромный анализ является одним из основных направлений в нейропсихологии. Исследования в этой области приносят интереснейшие данные об особенностях функционирования и взаимодействия мозга и психики.

Задачи и методы синдромного анализа

Среди задач синдромного анализа можно выделить:

  1. Качественное описание произошедшего нарушения высших психических функций. То есть речь идет не просто о констатации факта нарушения, а о всестороннем анализе определенного нарушения. В качестве примера можно привести мнестическое расстройство (нарушения памяти). Если происходит такое нарушения, нужно выявить каким оно является (модально-специфичным или модально-неспецифичным), возникают ли нарушения в воспроизведении каких-либо событий и т.д. Не следует забывать и о количественном анализе;
  2. Выявление первичных дефектов, которые имеют непосредственную связи с нарушенной мозговой структурой, и сопоставление их с вторичными нарушениями, которые появляются как раз-таки из-за системного принципа, лежащего в основе организации всех процессов, протекающих в мозговой структуре. Высшие психические функции могут быть нарушены из-за различных поражений мозговых структур, однако каждое такое повреждение специфично. Предположение в отношение локализации поражения должно строиться на сопоставлении первичных дефектов и вторичных нарушений;
  3. Исследование как нарушенных, так и сохраненных мозговых структур. Это является необходимым при выявлении локализации повреждении, а также для определения способа реабилитации больного. Иными словами, реабилитация человека будет основываться на замещении нарушенных структур с помощью сохраненных.
Замечание 2

Анализ истории болезней, клиническая беседа с больным, наблюдение – эти луриевские методы лежат в основе методологии синдромного анализа.

В результате проведения синдромного анализа происходит выявление локализации поражения и определение мозговой структуры, поражение которой и привело к возникновению определенного нарушения. Можно выделить следующие виды факторов (физиологических процессов, протекающих в определенных мозговых структурах):

  • Модально-специфические, которые взаимосвязаны с функционирование различных нервных структур. В случае их повреждения появляются агнозии (нарушение процессов восприятия) и апраксии (нарушение действий);
  • Модально-неспецифические, которые связаны с функционирование неспецифических мозговых структур. Их нарушение приводит к расстройствам подвижности, активации и спонтанности различных нервных процессов;
  • Факторы, которые связаны с функционирование ассоциативных полей коры головного мозга. Речь идет о нарушениях в префронтальной коре и зоне ТРО;
  • Факторы, отвечающие за функционирование всего левого или правого полушария мозга. То есть эти мозговые структуры ответственны за работу всего полушария мозга в целом;
  • Факторы межполушарного взаимодействия, которые способствуют обеспечению функционирования обоих полушарий мозга;
  • Глубинные факторы, отвечающие за работу подкорковых структур мозга, которые и являются синдромообразующие областями;
  • Общемозговые факторы, связанные с кровообращением или биохимическими процессами. Здесь речь идет об обеспечении целостной работы всего головного мозга. Если происходит нарушение в этой области, возникает расстройство всех психических процессов, а не просто отдельных видов.
Дата последнего обновления статьи: 14.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot