Нейропсихология как наука
Нейропсихология ‒ это научная дисциплина, основным объектом исследования которой является мозговая организация процессов психики.
Цель нейропсихологии ‒ изучение связи структуры и функционирования головного мозга с процессами психики и поведением живых существ.
Ключевой задачей нейропсихологического исследования считается определение качественной специфики психического нарушения, а не только констатация факта расстройства той или другой функции.
Выделяют следующие задачи нейропсихологии:
- выявление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии с внутренней и внешней средой;
- нейропсихологический анализ, особо актуальный при локальных повреждениях мозга;
- оценка функционального состояния мозга в целом, а также определенных его структур.
Основные разделы нейропсихологии:
- Клиническая нейропсихология исследует особенности нейропсихологических синдромов при поражении мозговых структур (подкорковых структур правого и левого полушарий).
- Экспериментальная нейропсихология. Ее ключевая задача состоит в экспериментальном исследовании многообразных форм нарушений процессов психики при локальных поражениях мозга.
- Реабилитационная нейропсихология занимается восстановлением функций психики, нарушенных по причине локальных поражений мозга.
- Психофизиология локальных поражений мозга исследует физиологические механизмы нарушения функций психики.
- Нейропсихология индивидуальных различий и нормы занимается изучением индивидуальных различий, связанных с латеральной межполушарной асимметрией мозга.
- Экологическая нейропсихология исследует нарушение процессов психики и психических состояний, появляющихся после экологических катастроф.
- Нейропсихология развития. Ее задачей является определение закономерностей формирования мозга. В самостоятельную область в последние годы выделилась нейропсихология детского возраста. Это новое течение в нейропсихологии, исследующее специфику нарушения функций психики при локальных мозговых нарушениях у детей. В этой области исследования дают возможность выделить закономерности локализации высших функций психики, а также рассмотреть влияние локализации нарушения на функцию психики в зависимости от возраста.
Применение на практике методики, которые были разработаны нейропсихологией, находят в разных специализированных клиниках, в медицинской и судебной экспертизах. Кроме того, нейропсихологи необходимы в качестве экспертов в ряде учреждений, где нейропсихлогическая теория используется для организации процесса производства и управления.
Основные понятия нейропсихологии
Нейропсихологический симптом ‒ нарушение функции психики, образующееся по причине локального поражения головного мозга.
Первичные нейропсихологические симптомы ‒ нарушения функций психики, которые непосредственно связаны с нарушением (выпадением) установленного фактора.
Вторичные нейропсихологические симптомы ‒ это нарушения функций психики, появляющиеся как итог первичных нейропсихологических симптомов, системно взаимосвязаные с первичными нарушениями.
Нейропсихологический синдром ‒ комбинация нейропсихологических симптомов, которая связана с выпадением (или нарушением) установленного фактора (или нескольких факторов).
Нейропсихологический фактор ‒ физиологическое понятие, которое обозначает принцип физиологической работы участка мозга, расстройство которого проводит к возникновению нейропсихологического синдрома.
Нейропсихологическая диагностика» ‒ изучение пациентов с локальными поражениями мозга при помощи нейропсихологических методов с задачей установления места поражения мозга (установление топического диагноза).
Функциональная система ‒ физиологический термин, применяемый для объяснения физиологической базы высших функций психики. Разнообразные по содержанию высшие функции психики (мнестические, гностические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются на качественном уровне разнообразными функциональными концепциями.
Мозговые механизмы высших психических функций ‒ комплекс морфологических структур (участков, зон) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и проходящих в них физиологических процессов, входящих в целостную систему и важных для работы психики.
Норма функции ‒ понятие, на котором базируется нейропсихологическое исследование нарушений высших функций психики. Характеристики реализации функции, которые определяют среднюю норму в представленной популяции (показатели, свойственные для подавляющей части здоровых людей).
К базисным понятиям нейропсихологии относятся и понятия, которые обозначают разные варианты нарушений, которые появляются при локальных поражениях головного мозга. Это агнозии, афазии и апраксии:
- Агнозии – гностические расстройства, отображающие нарушения различных типов восприятия (слухового, зрительного, кожно-кинестического) при неповрежденной элементарной чувствительности.
- Афазии - нарушения речи, появляющиеся при поражениях коры головного мозга локального характера и представляющие собой системное расстройство разных форм речевой деятельности; афазии обнаруживаются в виде нарушений фонематической, синтаксической и морфологической структуры речи при сохранности элементарного слуха и движений речевого аппарата.
- Апраксии – нарушения произвольных действий и движений, которые совершаются с предметами, образующиеся при поражениях вторичных и третичных полей двигательного анализатора локального характера и не сопровождаемые элементарными расстройствами движений (парезы, параличи, тремор).
Основной метод нейропсихологии ‒ синдромный анализ нарушений высших функций психики, обращенный на качественную квалификацию данных нарушений, топический диагноз поражения мозга.