Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нейропсихологические упражнения в комплексной работе по устранению дизартрических расстройств у детей

Общие сведения о нейропсихологических упражнениях

Определение 1

Нейропсихологические упражнения - это комплекс упражнений, направленных на развитие произвольного внимания ребенка, повышение его концентрации, устойчивости и распределяемости, развитие навыков планирования и саморегуляции своих действий.

Такие развивающие упражнения рекомендованы детям с повышенной импульсивностью поведения, слабостью самоконтроля, подвижностью внимания, а также склонностью его задерживать и неспособности переключиться на другой вид задания. В том числе, данные упражнения актуальны для тех детей, которые имеют сложности в усвоении правил и инструкций.

Основная задача использования таких упражненив этом случае - развитие самоконтроля и саморегуляции через тренировку определенных отделов мозга, отвечающих за произвольные функции.

Нейропсихологические упражнения рассчитаны на определенную возрастную группу, и специалисту важно начинать с тех упражнений, которые ребенку доступны и посильны. Далее можно усложнять упражнения.

Важным принципом является сохранение оптимальности нагрузки: нельзя перегружать ребенка занятиями, так как это может вызвать реакцию сопротивления. Имеет смысл чередовать интеллектуальные упражнения с двигательными заданиями, а также поощрять ребенка. Для детей помладше (5-6 лет) важно постоянно положительно подкреплять выполнение заданий. Уже после этого возраста можно отмечать те области, над которыми можно тщательнее поработать.

Чрезвычайно важным принципом использования нейропсихологических упражнений является вербализация инструкций и правил. Это помогает детям с высокой импульсивностью и подвижностью, которым сложно усваивать инструкции, развивать самоконтроль (через внешний контроль).

Нейропсихологические упражнения строятся по игровому принципу для сохранения интереса и мотивации к его выполнению.

«Нейропсихологические упражнения в комплексной работе по устранению дизартрических расстройств у детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Дизартрические расстройства у детей

Определение 2

Дизартрические расстройства - это комплекс расстройств речевого спектра, при которых речь становится нечленораздельной.

Причины возникновения дизартрических расстройств связаны с нарушением зон нервной системы, отвечающих за формирование звуков, речи и т.д. В результате чего недостаточно иннервируются мышцы формирования речи: губ, языка, связок, дыхательных путей.

В связи с типом нарушений выделяют следующие виды дизартрий:

  • спазмы - напряжение мышц (губ, языка, лица и шеи)
  • гипотонии - недостаточное напряжение, в результате чего язык практически не двигается, губы полностью не смыкаются.

Важно понимать, что дизартрия - это сложное и многокомпонентное расстройство, которое может быть как частью других неврологических заболеваний, так и провоцировать формирование новых. В результате дизартрий меняется и тон речи, дыхание во время речи, нарушается произношение всех звуков, а также возникают сложности с дифференциацией звуков на слух, что в совокупности затрудняет формирование осмысленного предложения.

Так или иначе, диагностика этого расстройства чрезвычайно важна на первых этапах его проявлений, потому что в целом, оно поддается коррекции. Выделяют несколько степеней дизартрии:

  • 1 степень - стертая дизартрия: это довольно легкая степень расстройства, симптомы которого понятны только логопеду. Как правило, они проявляются в 5 лет, это может быть проглатывание слогов, невыразительность речи. Опасность этого вида в том, что, как правило, его симптомам не уделяют должного внимания, в результате чего расстройство прогрессирует.
  • 2 степень - типичная дизартрия: речевые дефектны довольно отчетливы и заметны, но речь в целом понятна.
  • 3 степень - тяжелая дизартрия: речь существенно нарушена и непонятна стороннему слушателю.
  • 4 степень - абсолютное непонимание слушателями речи, либо ее отсутствие вообще.

Нейропсихологические программы при коррекции дизартрии

Важно понимать, что коррекция дизартрических нарушений должна идти в комплексе с неврологическим, нейропсихологическим и логопедическим профилем работы. Иначе спустя время нарушения вновь дадут о себе знать. Если грамотно начать работу в 2-3 года, то уже к моменту начала школы можно купировать яркие симптомы расстройства.

Программа нейропсихологической работы состоит из отдельных компонентов: двигательный (создание новых нейронных связей с помощью движения - психомторная коррекция), когнитивный (работа со специализированными упражнениями), аппаратурный (со специальным оборудованием и оснащением):

  • нейропсихологическую коррекцию: применение нейропсихологических упражнений
  • нейроакустическую стимуляцию: использование звукового потенциала собственного тела, а также барабанов и перкуссий
  • логопедический массаж артикуляционных органов
  • сенсорную интеграцию - формирование сенсорного опыта эффективных ответов на внешние и внутренние раздражители
  • ритмотерапию
Замечание 1

Нейропсихологическая коррекция - это наиболее эффективный метод немедикаментозного лечения. Основной принцип данного метода - тренировка определенных зон мозга, отвечающих за конкретные задачи с помощью специализированных заданий.

Важную часть нейропсихологической работы составляет нейропсихологическая диагностика - применение нейропсихологических проб, разработчиком которых является А. Лурия как родоначальник нейропсихологии.

Замечание 2

Пробы – это специальные задания и упражнения, демонстрирующие уровень зрелости психических отделов мозга и степень их взаимодействия. Результаты нейропсихологических проб также идентифицируют причины отставания и неравномерного развития отделов мозга.

Дата последнего обновления статьи: 13.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot