Общие сведения о нейропсихологических упражнениях
Нейропсихологические упражнения - это комплекс упражнений, направленных на развитие произвольного внимания ребенка, повышение его концентрации, устойчивости и распределяемости, развитие навыков планирования и саморегуляции своих действий.
Такие развивающие упражнения рекомендованы детям с повышенной импульсивностью поведения, слабостью самоконтроля, подвижностью внимания, а также склонностью его задерживать и неспособности переключиться на другой вид задания. В том числе, данные упражнения актуальны для тех детей, которые имеют сложности в усвоении правил и инструкций.
Основная задача использования таких упражненив этом случае - развитие самоконтроля и саморегуляции через тренировку определенных отделов мозга, отвечающих за произвольные функции.
Нейропсихологические упражнения рассчитаны на определенную возрастную группу, и специалисту важно начинать с тех упражнений, которые ребенку доступны и посильны. Далее можно усложнять упражнения.
Важным принципом является сохранение оптимальности нагрузки: нельзя перегружать ребенка занятиями, так как это может вызвать реакцию сопротивления. Имеет смысл чередовать интеллектуальные упражнения с двигательными заданиями, а также поощрять ребенка. Для детей помладше (5-6 лет) важно постоянно положительно подкреплять выполнение заданий. Уже после этого возраста можно отмечать те области, над которыми можно тщательнее поработать.
Чрезвычайно важным принципом использования нейропсихологических упражнений является вербализация инструкций и правил. Это помогает детям с высокой импульсивностью и подвижностью, которым сложно усваивать инструкции, развивать самоконтроль (через внешний контроль).
Нейропсихологические упражнения строятся по игровому принципу для сохранения интереса и мотивации к его выполнению.
Дизартрические расстройства у детей
Дизартрические расстройства - это комплекс расстройств речевого спектра, при которых речь становится нечленораздельной.
Причины возникновения дизартрических расстройств связаны с нарушением зон нервной системы, отвечающих за формирование звуков, речи и т.д. В результате чего недостаточно иннервируются мышцы формирования речи: губ, языка, связок, дыхательных путей.
В связи с типом нарушений выделяют следующие виды дизартрий:
- спазмы - напряжение мышц (губ, языка, лица и шеи)
- гипотонии - недостаточное напряжение, в результате чего язык практически не двигается, губы полностью не смыкаются.
Важно понимать, что дизартрия - это сложное и многокомпонентное расстройство, которое может быть как частью других неврологических заболеваний, так и провоцировать формирование новых. В результате дизартрий меняется и тон речи, дыхание во время речи, нарушается произношение всех звуков, а также возникают сложности с дифференциацией звуков на слух, что в совокупности затрудняет формирование осмысленного предложения.
Так или иначе, диагностика этого расстройства чрезвычайно важна на первых этапах его проявлений, потому что в целом, оно поддается коррекции. Выделяют несколько степеней дизартрии:
- 1 степень - стертая дизартрия: это довольно легкая степень расстройства, симптомы которого понятны только логопеду. Как правило, они проявляются в 5 лет, это может быть проглатывание слогов, невыразительность речи. Опасность этого вида в том, что, как правило, его симптомам не уделяют должного внимания, в результате чего расстройство прогрессирует.
- 2 степень - типичная дизартрия: речевые дефектны довольно отчетливы и заметны, но речь в целом понятна.
- 3 степень - тяжелая дизартрия: речь существенно нарушена и непонятна стороннему слушателю.
- 4 степень - абсолютное непонимание слушателями речи, либо ее отсутствие вообще.
Нейропсихологические программы при коррекции дизартрии
Важно понимать, что коррекция дизартрических нарушений должна идти в комплексе с неврологическим, нейропсихологическим и логопедическим профилем работы. Иначе спустя время нарушения вновь дадут о себе знать. Если грамотно начать работу в 2-3 года, то уже к моменту начала школы можно купировать яркие симптомы расстройства.
Программа нейропсихологической работы состоит из отдельных компонентов: двигательный (создание новых нейронных связей с помощью движения - психомторная коррекция), когнитивный (работа со специализированными упражнениями), аппаратурный (со специальным оборудованием и оснащением):
- нейропсихологическую коррекцию: применение нейропсихологических упражнений
- нейроакустическую стимуляцию: использование звукового потенциала собственного тела, а также барабанов и перкуссий
- логопедический массаж артикуляционных органов
- сенсорную интеграцию - формирование сенсорного опыта эффективных ответов на внешние и внутренние раздражители
- ритмотерапию
Нейропсихологическая коррекция - это наиболее эффективный метод немедикаментозного лечения. Основной принцип данного метода - тренировка определенных зон мозга, отвечающих за конкретные задачи с помощью специализированных заданий.
Важную часть нейропсихологической работы составляет нейропсихологическая диагностика - применение нейропсихологических проб, разработчиком которых является А. Лурия как родоначальник нейропсихологии.
Пробы – это специальные задания и упражнения, демонстрирующие уровень зрелости психических отделов мозга и степень их взаимодействия. Результаты нейропсихологических проб также идентифицируют причины отставания и неравномерного развития отделов мозга.