Познавательная деятельность – это система процессов, включающих память, восприятие, внимание, речь, мышление, которые обеспечивают получение и усвоение знаний.
Основа познавательной функции в нейропсихологии
Познавательная функция призвана обеспечивать реализацию познавательных процессов. При достижении определенного уровня развития познавательных функций познавательная деятельность становится эффективной.
Нейропсихология представляет собой одну из сфер психологического знания, способную решить теоретические и практические задачи клинической психологии. В теоретическом плане предметом ее изучения выступает мозговая организация психических функций (локализация ВПФ) и исследование значения отдельных структурно-функциональных единиц мозга в процессе осуществления соответствующих видов психической деятельности. В практическом плане она вносит вклад в решение основных задач медицинской психологии, включая диагностику и реабилитацию.
Современная стадия развития нейропсихологии характеризуется тем, что она выходит на новую клиническую область. С одной стороны, наука сама черпает новые знания из смежных научных областей (например, неврологии и нейрохирургии). Последние, в свою очередь, также не способны существовать без знаний нейропсихологии. С другой стороны, нейропсихологические данные, которые накоплены сегодня, используются к разным психическим заболеваниям (деменция позднего возраста, эпилепсия и шизофрения, алкоголизм, задержка психического развития) и даже к оцениванию функциональных состояний мозга здоровых людей в особых или экстремальных условиях жизни и деятельности.
Дисфункции (функциональная перестройка мозговой организации психических процессов), которые выявляются при нейропсихологическом обследовании, могут являться итогом не только изменений в работе мозга на структурном уровне, но и на нейронном, нейрофизиологическом и биохимическом уровне. Здесь большую роль играют не столько задачи установки топического диагноза, сколько возможность выявить сохранные и нарушенные звенья в психической деятельности и произвести описание структуры ее изменений.
Данные, которые получены в этом процессе, дают возможность оценить течение болезни (включая фармакологическое воздействие) и дать прогноз. Это очень важно при проведении профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий.
Нейропсихология как наука
Лурия определяет нейропсихологию в качестве науки о значении отдельных зон мозга в человеческом поведении. Основная задача этой науки состоит в отслеживании вклада различных зон мозга в осуществление сложнейших форм психической деятельности, и изменений психической деятельности в случае поражения определенного участка мозга.
В качестве предмета нейропсихологии выступает исследование мозговых механизмов психической деятельности (система мозговых зон в коре полушарий), изучение связи между нарушениями работы данных зон с нарушениями психической деятельности.
Нейропсихология рассматривает познавательную деятельность в качестве отрасли психологической науки, которая сформировалась на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Она исследует мозговые механизмы ВПФ на материале локальных поражений головного мозга.
Основоположником данного направления считается А. Р. Лурия. Он продолжил развивать концепцию Л. С. Выготского, который рассматривал социальную детерминацию и системное строение высших психических функций в ходе разработки теории системной динамической локализации психических процессов. Именно данная теория является теоретической базой нейропсихологии.
Нейропсихология обладает двухсторонней связью с общей психологией. С одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии был создан на основе общей психологической теории, являясь «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга. С другой стороны, с помощью патологического материала можно проверить почти любую из общепсихологических гипотез. Это дает возможность определить науку в качестве плодотворного пути решения общепсихологических проблем.
Направления нейропсихологии
Современную нейропсихологию делят на несколько направлений:
- Клиническое,
- Реабилитационное,
- Экспериментальное,
- Психофизиологическое,
- Нейропсихологию детского возраста.
Клиническая нейропсихология является основным направлением. Его задача состоит в исследовании нейропсихологических синдромов, которые возникают в случае поражения определенного участка мозга. Объект исследования представлен мозгом больного или травмированного человека.
Предметом данного направления считаются причинно-следственные отношения, которые проявляются между повреждением (например, опухоль, травма, их локализация, объем) и произошедшими изменениями со стороны психических процессов разного уровня.
Задачей экспериментальной нейропсихологии является экспериментальное изучение разных проявлений и нарушений психических процессов в случае локального поражения мозга. Направление занимается исследованием распределения психических функций в их эволюционном контексте (например, на мозге животных).
Реабилитационная нейропсихология рассматривает восстановление утраченных ВПФ, обучение и перестройку нарушенных функциональных систем, которые требуются для выработки новых психологических средств. Средства предполагают нормальное функционирование людей в социальной, бытовой и профессиональной сфере.
Психофизиологическая нейропсихология занимается исследованием психических процессов через объективные методы, которые используют для анализа физиологические показатели (например, ЭЭГ, механограмму, миограмму, магнитно-резонансная томографию).
В психодиагностике используется также нейропсихологический подход, знания из этой сферы применяют и в процессе изучения здоровых людей для осуществления профессионального отбора, профориентации. Также в этой сфере происходит изучение межполушарной асимметрии мозга у здорового человека и их сопоставление с познавательными, эмоциональными процессами и личностными характеристиками.