Во все времена люди при общении обращали внимание на поведение собеседника. Жесты и мимика собеседника для людей могут говорить многое: внимание, настроение, душевное состояние и т.д. Некоторые могут не обращать внимания на жесты и мимику собеседника, вследствие чего разговор не будет иметь смысла, если человеку он не интересен.
Эмоции общающихся людей обязательно включаются в общение. Такое эмоциональное общение, сопровождающее высказывание, называется невербальной коммуникацией, образующей невербальный аспект обмена информацией.
Мимика, жесты, поза, паузы, смех и т.д. – все это является средствами невербальной коммуникации. Указанные средства образуют систему знаков, дополняющих речевое высказывание.
Общение, функции общения
Общением называется процесс обмена определенной информацией, мыслями, оценками, установками, чувствами и переживаниями между людьми.
Процесс общения выполняет 6 функций:
- Прагматическая (реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности);
- Формирование и развитие (общение оказывает воздействие на собеседников, совершенствуя и развития каждого);
- Подтверждение (возможность познавать, утвердить себя);
- Объединение/разъединение людей (передача друг другу сведений, реализация общих целей, а также дифференциация и изоляция личностей);
- Организация и поддержание межличностных отношений (налаживание и сохранение продуктивных связей и взаимоотношений между людьми);
- Внутриличностная (общение человека с самим собой рассматривается как универсальный способ мышления).
Виды общения
Видами общения называются такие составляющие, которые позволяют верно и адекватно оценить его сущность, содержание и полноту проявления.
Различают следующие виды общения:
- Межличностное – общение людей в парах или группах, постоянных по составу.
- Массовое – общение между большим количеством людей.
- Межперсональное – общение между конкретными личностями с индивидуальными качествами, раскрывающимися в ходе общения и совместных действий.
- Ролевое – участники выступают в общении как носители определенных ролей.
- Доверительное – передается особо значимая информация на доверительном уровне.
- Конфликтное – взаимное противостояние людей, выражение недоверия и неудовольствия.
- Личное – общение, в процессе которого происходит обмен неофициальной информацией.
- Деловое – взаимодействие людей, включенных в одну деятельность и выполняющих совместные обязанности.
- Прямое (непосредственное) – исторически первая форма общения людей, на основе чего возникают различные виды общения.
- Опосредованное – взаимодействие при помощи письма, аудио-, видеотехники.
- Императивное – авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над поведением и его мыслями.
- Манипулятивное – межличностное взаимодействие, при котором влияние на партнера осуществляется скрытно.
Невербальная коммуникация, невербальные средства общения
Под понятием «невербальная коммуникация» понимается общение посредством языка жестов, мимики, исключая речевые средства.
Невербальные средства общения необходимы для:
- регуляции общения, создания психологического контакта между партнерами;
- выражения эмоций и обогащения информации, передаваемой словесно.
Средства невербального общения делятся на следующие разновидности:
- визуальные – контакт глаз, движения головы, рук, ног, туловища, выражение лица, направление взгляда, поза;
- кожные – покраснение, пот;
- отражающие дистанцию – индивидуальное пространство собеседников;
- акустические (звуковые) – тембр голоса, громкость, интонация, ритм, паузы;
- экстралингвистические – вздох, смех, кашель и т.д.;
- тактильно-кинестезические – физические воздействия на собеседника (пожатие руки, объятия, хлопанье по плечу).
Виды невербальных средств общения
В психологии различают три основных вида невербальных средств передачи информации:
- фонационные (тембр голоса, громкость речи, темп, интонация, паузы и т.д.);
- кинетические (позы, мимика, жесты);
- графические (проявляются в письменной речи).
В общении и передаче информации особую роль играет мимика – движения мышц лица. Мимика целостна и динамична. Данное явление связано с распространением возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга, происходит возбуждение симпатической нервной системы. Например, при выражении недовольства человек сжимает губы и вытягивает их вперед, морщит лицо.
Мимика бывает следующих видов:
- Сильноподвижная – об оживленность и быстрая сменяемость восприятия впечатлений и внутренних переживаний;
- Малоподвижная – на постоянство душевных процессов, настроение устойчивое и редко изменяется. Такая мимика характеризует человека как спокойного, рассудительного и уравновешенного;
- Редкая смена форм, монотонность сопровождается медлительностью, слабой импульсивностью. Человек с такой мимикой меланхоличен, скован, часто это проявляется при печали, скуке, равнодушии;
- Сопряженная мимика состоит из множества отдельных выражений.
Взгляд является одним из наиболее важных элементов мимики. Визуальный контакт говорит о расположении к общению. При помощи контакта глаз собеседникам передаются точные сигналы о состоянии человека. Например, если человек чем-то заинтересован, его зрачки расширяются, а сердитое настроение заставляет зрачки сужаться.
Жестами являются выразительные движения руками, головой, совершающиеся с целью общения, сопровождающие размышления или состояние человека. Жесты могут быть:
- указательными (направление в сторону предметов или людей с целью обращения внимания);
- подчеркивающими (подкрепление высказываний);
- демонстративными;
- касательными (установление социального контакта, ослабление значения высказывания).
Положение человеческого тела называется позой. Наглядно поза показывает как себя ощущает человек в обществе, как воспринимает свой статус.
Походкой называется стиль передвижения человека, по которому можно распознать его эмоциональное состояние. Например, при гневе проявляется тяжелая похода, при радости – легкая, при гордости – большая длина шага и т.д.
Итак, невербальная коммуникация не менее важна в процессе общения, чем вербальные и несут большой объем информации. Психологи установили, что в процессе коммуникации больше информации передается за счет невербальных средств. Проявление языка телодвижений связано с импульсами подсознания человека.