Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

"Неудобство культуры." Фрейд

Все предметы / Психология / "Неудобство культуры." Фрейд
Замечание 1

Фрейд — это известный австрийский ученый, автор психоаналитической концепции культуры. Он первоначально рассматривал культуру только в качестве подсобного инструмента психоанализа. В дальнейшем из психоанализа развернулась философия культуры.

Границы Я и вопрос памяти в труде «Неудобство культуры»

В своем труде «Неудобство культуры» Фрейд поставил вопрос о том, что «Я», не имея четко очерченных границ, переходит в «ОНО». Автор дает понять своим читателям, что существуют размытые границы между «Я» и «ОНО». Степень согласия человека с этой точкой зрения зависит от глубины его самонаблюдения и самоанализа.

Многие считают, что границы «Я» невозможно рассматривать в качестве неизменных. Так, при восприятии и реагировании на определенные ситуации индивид не всегда способен осознавать одинаковую информацию. Некоторую ее часть он воспринимает бессознательно, поскольку позднее она может переводиться на уровень сознания при наступлении определенных обстоятельств.

В первой части содержится положение Фрейда о том, что на пике влюбленного состояния стирается и расплывается граница между Я и предметом любви. В этой ситуации, как правило, проявляется ощущение проникновения своего «Я» в «Я» другого человека. Состояние влюбленности автор сравнивает с психической патологией.

В труде Фрейда содержится также повествование о развитии «Я» с детства до взрослого состояния. Оно подвергается изменению вплоть до смерти индивида. Проблемы эволюции этой концепции Фрейд описал с помощью нескольких стадий:

  • Отмежевание;
  • Расщепление «Я»;
  • Последующее сохранение целостности.

В первой главе ученый определил проблему сохранения базовых элементов в психике. Он делает переход от размытых границ «Я» к забыванию в качестве проблемы памяти. Здесь же содержится постулат о том, что быстрое забывание может стереть любые следы памяти, уничтожить их. Фрейд пишет, что в душевной жизни не способен погибать ни один возникший элемент. Всё, что люди воспринимают, должно сохраняться и при определенных условиях (регрессии) снова возникает в сознании.

Готовые работы на аналогичную тему

Так называемое воспоминание легко проверить на таком примере, как сны. Здесь читателя подстерегает относительно интересный вывод о том, что сохранение прошлого опыта не способно оставаться нетронутым, оно может искажаться в процессе развития человеческой психики.

Фрейд говорил о том, что ранние стадии развития организма вряд ли могут оставить какие-то ощутимые следы в психике. Тем не менее, в трудах М. Кляйн можно уже найти обратные идеи.

Пути к счастью и «проблема индивидуальной экономики либидо»

В своем труде «Неудобства культуры» Фрейд выделил несколько путей к человеческому счастью:

  • Исключение боли и неудовольствия;
  • Получение максимального удовольствия и радости.

Исследователь писал о том, что программа элементарного принципа удовольствия помогает задать жизненную цель. С этой концепцией можно согласиться, так как действие представленного принципа повторялось на большом количестве примеров людей в настоящее и прошлое время.

Первоначально многие читатели восприняли в штыки идею автора о том, что намерение сделать людей счастливыми не входило в планы «творца». Тем не менее, при более долговременном процессе осознания этой концепции, она даже определенным образом облегчает страдания человеческого бытия. Осознав эту мысль, многие люди уже более легко примиряются с трудностями, ужасами и страданиями, которые встают на их жизненном пути.

Фрейд рассматривает в работе «Неудобство культуры» ограниченность способности к счастью. Она обусловлена конституцией людей, но человеческие возможности весьма ограничены. Фрейд рассматривал в качестве источников страданий несколько сторон: тело человека, окружающий мир и других людей.

В ходе развития достаточно печальной, но жизненной идеи Фрейд в конце второй главы сделал вывод о том, что люди не были созданы для счастья. По этой причине, как он видит, удовлетворение принципа удовольствия как средства достижения счастья не происходит до конца. Тем не менее, часто люди осуществляют повторные попытки для его достижения. Многие считают, что такой является судьба и жизненный путь всех людей.

Требования культуры (чистота, порядок) в работе Фрейда

К третьей главе работы «Неудобство культуры» автор показывает пик эмоционального напряжения. Здесь читатель неожиданно сталкивается с идеей о том, что вину во многих бедах человека должна нести культура. Ее враждебность, по мнению Фрейда, возникает при победе христианства над язычеством, а также позже при наступлении эпохи технического прогресса.

Далее читатель все больше понимает, в чем проявляется беда культуры. Фрейд подводит его к теории неврозов и рассказывает о том, что люди, как правило, заболевают неврозами при наличии определенных мер ограничений. Это происходит через накладываемые на человека требования культурного идеала, что для многих становится невыносимым. Многие исследователи по аналогии подтверждали это положение мерами и ограничениями в поведении, накладываемыми культурой.

Феномен «окультуривания», представляющий собой завоевание пространства и времени, предполагает подчинение природы, которое не смогло сделать людей счастливыми. Многие читатели соглашаются, но кто-то спорит. Тем не менее, невозможно опровергнуть тот факт, что культуру нельзя считать 100 % гарантией счастья человечества. Здесь любой инструмент или надстройка обладает собственными положительными сторонами и ограничительными препятствиями.

Культура для Фрейда в этом произведении позволила отличить человека от животных. Люди приблизились к божественности мироздания, но не смогли стать «богами». «Человек – это протез бога» («био, психо, техно существо»), как выражался автор. Он не является совершенным, поскольку все его методы и инструменты не смогли сделать все и не способны обеспечить полнейшее удовлетворение принципа удовольствия.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис