Непроизвольная память — это процесс запоминания, который не имеет определенной цели и происходит без приложения волевых усилий.
Особенности и виды памяти
Память может быть произвольной и непроизвольной, кратковременной и долговременной. Произвольная память имеет место в той ситуации, когда восприятие и запоминание определенной информации происходит под влиянием воли человека, то есть он заставляет себя запоминать.
Непроизвольная память отличается от произвольной памяти тем, что в ее русле индивид запоминает сведения автоматически, он не прикладывает для этого никаких усилий. События, которые непроизвольно отложились в памяти, чаще всего воспроизводятся значительно лучше.
Человек запоминает в основном то, что называется «отвлекающими» или «раздражающими» моментами. Например, человек легко может вспомнить, как долго простоял в пробке по пути на работу. Часто бывают случаи, когда с первого прослушивания человек запоминает строчки из новой песни, которые потом непроизвольно напевает весь день.
Произвольная память в отличие от непроизвольной памяти требует от человека приложения усилий. Ее эффективность будет зависеть от целей запоминания и приемов заучивания.
Наверное, любой из нас сталкивался с экзаменационной горячкой, когда в последнюю ночь осуществляются попытки выучить весь материал за год. В этом случае массивы информации, загружаемые в мозг, огромны. На следующий день информация неожиданно всплывает, и студент получает заслуженную оценку. Феномен заключается в том, что после того, как экзамен прошел, судорожно заученные тексты также исчезли из памяти.
В соответствии с тем, каким образом происходит заучивание информации, человек и будет ее воспроизводить. Существует большое количество способов заучивания, которые можно использовать в различных ситуациях.
Память классифицируется на кратковременную и долговременную. Это обусловлено тем, что любая воспринятая людьми информация остается в памяти на определенное время. Непроизвольная память также может быть кратковременной. Есть даже мгновенная память, при которой информация удерживается только секунды. Она воспринимается органами чувств и не обрабатывается сознательно, поэтому быстро исчезает.
Наиболее ярким примером непроизвольной кратковременной памяти может быть случайный взгляд на часы. У каждого человека бывали такие ситуации. Вроде только взглянешь на циферблат, отметив для себя время, как подходит кто-то и задаст вопрос: «Который час?» Но информация уже стерлась из памяти, поэтому приходится снова смотреть на часы.
После принятия мгновенной информации, мозг выбирает: передать ее в кратковременную или уничтожить без следа. Если полученные сведения «необходимы» высшим отделам головного мозга, то они задержатся в памяти дольше.
Долговременная память способна хранить информацию на протяжении практически неограниченного времени. Из кратковременной памяти в долговременную память сведения переходят с помощью усилия воли (например, путем «зубрежки»), а также с помощью неоднократного повторения (здесь нет волевого усилия, но материал, который повторяется несколько раз, запоминается легче).
Причины непроизвольного запоминания
Можно наблюдать закономерности непроизвольного запоминания в ситуациях, когда деятельность человека неожиданно для него прерывается. Если он поглощён решением определенной задачи, то при прерывании более вероятно, что данная деятельность будет запоминаться непроизвольно.
Любые действия должны быть вызваны соответствующей потребностью индивида. Действие человека вызывается определенным напряжением. По этой причине он стремится довести до конца действие, вызывающее это напряжение, соответствующее некоторой потребности (квазипотребности). При завершении действия, происходит разрядка напряжения, а человек перестаёт стремиться к выполнению действий. Тем не менее, если действие не выполнено и напряжение не разрядилось, то сохраняется тенденция выполнять действие. Это ведет к тому, что действие должно остаться в памяти. Таким образом, тенденция и представляет собой один из механизмов памяти, который создает препятствия для забывания действия.
Непроизвольная память в детском возрасте
В раннем детстве память представляет собой часть ощущений и восприятия. Взрослый обращается к ребенку с просьбой вспомнить название предмета, определенное имя или действие. В этом случае память может стать элементом общения и составной частью овладения языком.
В дошкольный период происходит стремительное развитие памяти с опережением остальных способностей. Активное развиваются все виды памяти, что в будущем становится основой полноценного развития личности.
В возрасте от двух до трех лет дети повторяют слова и рифмованные строки. До наступления школьного периода у них ведущую роль играет непроизвольное запоминание, которое имеет в основе впечатления малыша (двигательные, слуховые, зрительные).
В период младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) запоминание и воспроизведение все еще непроизвольны. Они проявляются в качестве разных видов деятельности. Чем младше дети, тем большее значение в запоминании играют чувства и впечатления. Для развития непроизвольной памяти важными считаются наблюдения. Если заострять внимание малыша на объекте или явлении, то происходит постепенное формирование долговременной памяти.
Можно выделить несколько основных закономерностей, присущих для непроизвольной памяти:
- Запоминание того, что произошло неожиданно и является сильным раздражителем (например, фейерверк, крик, яркий свет).
- Запоминание факторов, которые выделяются из ожидаемого ряда, включая, например, необычность предмета, контрастные цвета, прерывание или возобновление процесса.
- Непроизвольное запоминание тех предметов или явлений, которые определенным образом близки, значимы, вызывают эмоции или особый интерес.
- Быстрое запоминание того, над чем индивид активно работает.
- Запоминание того, что важно, актуально (например, того, что имеет отношение к цели и содержанию деятельности человека).