Рисунок 1. Наталия Григорьевна Морозова, советский психолог и дефектолог. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наталия Григорьевна Морозова (28.08.1906 — 02.11.1989), советский психолог и дефектолог
Биография
Родилась в 1906 году.
В 1921 году начала обучаться в педагогическом техникуме, который закончила в 1925 году. Затем продолжила образование на педагогическом факультете Второго МГУ.
В 1920-1930-х гг. осуществляла научную деятельность под руководством Л.С. Выготского.
В 1939 году было решено продолжить обучение, Н.Г. Морозова поступает в аспирантуру при НИИ дефектологии, которую заканчивает в 1944 году.
По окончании аспирантуры начинает работу в качестве старшего научного сотрудника в Институте общей и педагогической психологии АПН РСФСР, где работала до 1953 года.
В 1953 году практически до конца жизни являлась сотрудником НИИ дефектологии, занимая должности заместителя директора института, заведующего в лаборатории, занимающейся проблемами воспитания и обучения детей с нарушением зрения, а также в лаборатории дошкольного воспитания аномальных детей, была профессором-консультантом).
В 1968 году защитила докторскую диссертацию по теме «Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития».
Умерла в 1989 году.
Вклад в науку
В число наиболее выраженных научных интересов Н.Г. Морозовой входило формирование интереса детей школьного возраста, данной проблеме учёный посвятила практически всю жизнь. Результаты многочисленных проведённых исследований легли в основу докторской диссертации, посвящённой формированию познавательных интересов детей с аномальным развитием. Данная тема разрабатывалась Н.Г. Морозовой в качестве руководителя и несколькими аспирантами, в результате были рассмотрены разные категории детей, имеющих аномальное развитие. Данные разработки способствовали совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, который был направлен на формирование личностного развития детей с нарушениями.
Другим направлением исследований Н.Г. Морозовой была проблема речевого развития детей, автором рассматривались два аспекта: теория знака и её значение в формировании словесной речи глухого ребёнка; педагогическая интерпретация категорий значения и смысла в процессе овладения навыками чтения детьми школьного возраста, имеющими нарушенный слух.
В последние годы жизни Н.Г. Морозовой были проведены исследования по изучению специфических особенностей поведения детей с нарушениями в развитии. Сравнительное изучение эмоционального состояния детей, имеющих сенсорные и интеллектуальные нарушения, позволило выделить типы поведения, которые определяются соотношением первичного нарушения с условиями воспитания, а также содержательным аспектом педагогических требований к ребёнку. Результаты изучения данной проблемы отражены в научных статьях, которые были изданы в журналах и сборниках.
Значительный вклад в теорию и практику психологии и дефектологии Н.Г. Морозова внесла также как организатор, курирующий научно-исследовательскую работу при Институте дефектологии. Принимала активное участие в организации научных сессий по вопросам дефектологии, конференций, педагогических чтений, сама принимала участие в конференциях, организуемых за рубежом, являлась научным руководителем аспирантов, более 30 человек из которых защитили кандидатские диссертации, принимала участие на заседаниях Учёного совета Института дефектологии, занималась написанием статей в журналы «Дефектология», «Вопросы психологии» и др.
Основные труды
- Воспитание познавательных интересов у детей в семье (1961),
- Формирование познавательных интересов у аномальных детей (1969).
- О естественной истории знака»,
- О развитии речи младшего школьника,
- О понимании текста,
- Воспитание сознательного чтения у глухих детей.